УДК 37.0

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PEDAGOGICAL SCIENCES

Марчук Светлана Владимировна,

Военный учебнонаучный центр ВМФ «Военноморская академия

имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова«, г. СанктПетербург

Marchuk Svetlana Vladimirovna,

Mlitary educational and scientific center «Admiral Kuznetsov Naval Academy»,

SaintPetersburg

ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

ТРАДИЦИИ РУССКОГО МИРА

FORMATION OF AXIOLOGY IN THE EDUCATION SYSTEM: THE TRADITIONS OF THE RUSSIAN WORLD

Аннотация: в статье поднимаются актуальные вопросы, связанные с изменившейся

идеологией  современного  общества  в  России.  Формирование  системы  ценностей  в

образовании необходимо с учётом прогресса, но на основе традиций русского мира. Без

системы ценностей, внедрение которых должно быть включено в образовательный процесс,

Россия может растерять традиции русского мира. В статье исследуется ценный опыт

прошлого, анализируется информационная культура в настоящий период.

Abstract: the article takes up the burning questions related to mainly altered ideology of the modern society of Russia. Generating of values system to be tailored to the needs of development and based on so-called Russian world. In order to safe Russian historical traditions and values the stable axiology system to be included into educational process. The author of the article explores the instructive experience of history;  makes analysis and  synthesis  of information culture are presently available.

Ключевые слова: русский мир, аксиология, традиции, парадигма, культура, великая

культура, массовая культура, информационная культура.

Keywords: paradigm, culture, Russian world, popular culture, information culture.

Статья  посвящена  традициям  Русского  мира.  В  настоящее  время  проблема

формирования ценностей социума на государственном и личностном уровне, как основа

идеологии, особенно актуальна. Способствовать этому формированию возможно в системе

образования.

Парадигма системы ценностей, выстроенная в XX веке, разрушена. Учёныйисторик

А.И. Фурсов так определил положение в стране: «То, что у нас нет образа будущего и, как

следствие, стратегии его достижения, неудивительно –  у нас нет  идеологии, это даже в

Конституции записано. А у США есть. И у Китая есть. И у Японии. И у других успешных

государств. Без идеологии невозможно сформулировать ни цели развития, ни образ

будущего – ничего. Удел тех, у кого нет идеологии – пикник на обочине истории» [10].

Поэтому объектом в данной статье является система ценностей, как первооснова в

формировании идеологии воспитания личности. В качестве предмета рассматриваются

традиции Русского мира, его культура, представляющая собой совокупность устойчивых

форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит –

существовать.

Вопросы Русского мира, его значимости в воспитании культуры в образовательном

процессе нашли отражение в работах известных исследователей.

Академик Д.С. Лихачёв в «Заметках о русском» пишет: «Судить о народе мы должны

по преимуществу, по тому лучшему, что он воплощал или даже только стремится воплотить

в жизнь, а не по худшему. Именно такая позиция самая плодотворная, самая миролюбивая и

самая гуманистическая. Добрый человек замечает в других прежде всего хорошее, злой –

дурное. Геолог ищет ценную породу».

Культура человека начинается  с ценностейкоторые необходимо воспитывать и

прививать для формирования идеологии. Без твёрдой идеологии невозможно построить

крепкого  государства,  внедрить  образовательную  программууправлять  знаниями.  В

подрастающем поколении наше будущее, и кто будет строить государство – зависит от нас.

Надо признать, что ценности очень расслоились. Старшее и среднее поколение ещё

придерживается единой аксиологической системы, построенной на традициях Русского

мира, а вот молодые люди к нравственным устоям, проверенным временем, относятся

скептически.  Академик  Д.С.  Лихачёв говорил,  что очень  много  у нас пишется  о  наших

корнях, корнях русской культуры, но очень мало делается для того, чтобы понастоящему

рассказать широкому  читателю об этих корнях, а наши корни –  это не только древняя

русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая нам культура.

Научнотехнический  прогресс  внёс  колоссальные  изменения  в  общественное

сознание, поэтому формирование новой системы ценностей неизбежно, но в основу

необходимо  заложить  русскую  идею,  традиции  Русского  мирасохранение  которых

исключительно важно.

Л.Н. Гумилёв, занимаясь многие годы изучением истории государства Российского,

считает: «Принцип этнологии прост. Каждый этнос – это скопление этносов, суперэтнос, −

возникает вследствие мутации, изменяющей бытующий стереотип поведения, то есть

мотивацию поступков, на новую, непривычную, но жизнеспособную.» [ 3, с.6].

Аксиология  в  философии  –  это  глубокое  понимание  смыслакоторое  имеет

отношение к душе, совести, бессмертию, образованию, гуманности, благородству, мудрости.

Это умение видеть разницу между понятиями добродетели и порока, здравомыслия и

безрассудства, мужества и трусости, правды и несправедливости. Это то, что мы привыкли

называть системой ценностей, которая определяет основной образ жизни в человеческом

обществе.

Мы до сих пор учимся у философов античного периода. Древние греки более

занимались культурой, искусством и науками.

«Культура − это возделывание души и поклонение солнцу, свету. Люди без культуры

болеют», − пишет эксперт по культуре М. Казиник [14].

Особенность культуры русского человека – это национальный вопрос. В широком

смысле  под  Русским  миром подразумевались  особенности  русского  духа  и  русской

культуры.

Существует  мнениечто  понятие  «русский  мир»  относилось  к  «духовной

консолидации» граждан России в ближнем и дальнем зарубежье. В такой постановке вопроса

необходимо разобраться и раскрыть сущность концепции «русский мир», «русская идея».

Русский философ Владимир Соловьёв писал: «Во времена зарождения и становления

древней Руси всюду знали, что русские «один народ и одна вера», произошедшие «от

многоплеменного рода российского» [7, с.297]. Даже после захвата литовскими князьями,

польскими и венгерскими королями обширных пространств Руси на западе и юге, после

государственного распада народности сохранилось очень много общего в языке и культуре.

Можно  ли  считатьчто  понятие  «русский  мир»  заключается  в  единой  вере

православной, о чём так много говорится, когда поднимается эта тема?

Надо отметить, что в VIIIIX вв. складывался язык восточных славян, древнерусский

язык, принятие Христианства, которое оказалось не случайно самым подходящим. Кроме

этого существует ряд признаков, вошедших в единое понятие Русский мир.

Несомненно, это и единая территория, и общность хозяйственной жизни, культуры,

духовной и материальной, и общие традиции, и быт, и особенности психического склада,

чувство национального сознания и подсознания и, конечно же, единая государственность.

Важно отметить, что особенности национального характера: трудолюбие, мужество,

стойкость, выносливость, доброта и свободолюбие подтверждались многими авторами,

которые писали на греческом, латинском, арабском языках. Они искусны в труде (Теофил, X

в.), храбры (Иордан, Прокопий, VI в.; Лев Диакон, X в. Низами, XII в.) стойки и выносливы (Прокопий, VI в.; Кедрин, ИбнМискавейх, X в.), гостеприимны и благожелательны (Прокопий, Маврикий VIв.), свободолюбивый (Маврикий, Менандр, VI в.), предприимчивы (ИбнХордадбех, IX в.; Масуди, Ибн – Фадлан, X в.). Эти качества русского этноса ярко

отмечены и в устном народном творчестве, и в летописях [8]. «Осознание русскими единства

«словенск язык на Руси» − важный фактор формирования народности», − отмечает

специалист по древнерусской государственности В.В. Мавродин [5].

Былины киевских времён отражают мысли и чаяния народа, чувства патриотизма,

единства русских от Закарпатья до рязанских лесов.

И вот это-то  Русь – вся  Русская  земля – бесконечно  дорога  русским людям. Они

гордятся тем, что живут на РусиОбщность происхождения, языка, культуры, быта, обычаев,

традиций, религии, поверий, политической жизни, общая борьба с врагами[2, с. 144].

В  результате  изучения  исторических  и  лингвострановедческих  трудовследует

заключить, что славяне – народ талантливый и предприимчивый. С древнейших времён, будучи

племенами, перенимали опыт у соседей, но чтили и сохраняли традиции Русского мира.

Крещение на Руси в X веке пришло к нам из Византийской империи, в связи с этим

началось распространение православия и образования. «Православная церковь постепенно

распространяла своё благотворное влияние, строила храмы и монастыри, учила людей

грамоте и живописи»,писал Л. Гумилёв [3, с.57] Понятия русский и православный

начинают совпадать.

Необходимо уточнить, что уже с XI века в истории Древней Руси, а затем и в России

постоянно шло внедрение «западнического» течения. Борьба проевропейских и русских

традиций продолжается до сих пор. В целом Древняя Русь была единой общностью

относительно  других  больших  этнических  группкатоликов  Западной  Европы  и

мусульманских стран.

Великий Царь Пётр I очень активно внедрял нужные практики из Европы: морское

дело, образование, даже запрет на ношение бороды среди бояр. Елизавета, а в дальнейшем

Екатерина привлекали итальянских   архитекторов, использовали французскую   моду и

литературу.

Русский философ В.С. Соловьёв (18531900) отмечал, что русская идея − идея

богоизбранности. У каждого народа своя миссия. По его утверждениям – это идея, засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная и указанная

важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории [7].

Особый вклад в укрепление традиций Русского мира внёс М.В. Ломоносов. Сам

академик обучался в Германии, затем был не только профессором университета, но и с 1758

г. руководил университетскими гимназиями. Необходимо отметить, что языком обучения в

Московском университете и в гимназии был русский, а не латинский и немецкий, как в

гимназии и университете при Академии наук в Петербурге [5].

К.Д. Ушинский – великий педагог, труды которого должны служить основой в

преподавании, был откомандирован в Швейцарию с целью изучения и анализа школьной

образовательной деятельности. Описывал, сравнивал, сопоставлял, синтезировал всё, что

видел в обучении за границей. В своих письмахотчётах комментировал то, что может быть

полезно для образования нашего народа.

Таким образом, на протяжении столетий русская идея поддерживалась и укреплялась

несмотря на внедрение передовых идей других стран.

Монархи Российской империи назначали на государственные должности поэтов,

литераторов, композиторов – людей культуры.

Так, русский поэт Ф.И. Тютчев многие годы служил на дипломатической должности.

Г.Р. Державин был секретарём при Екатерине Великой. А.С. Пушкину император Николай I

поручил составить записку О народном образовании. Композитор Кюи служил генералом,

Бородин получил должность адъюнктпрофессора Медикохирургической академии, Н.А.

РимскийКорсаков − участник морских   сражений, отмечен императором Николаем I

почётным званием флигельдъютанта Имперского величества [11].

Таким образом, можно заключить, что культура Русского мира – это самое важное

условие, при котором возможно построение крепкого государства. А значит аксиология и

культура взаимосвязаны.

Необходимо рассматривать культуру во всех сферах жизнедеятельности, не только в

музыке, литературе, живописи и архитектуре, но и в общении друг с другом, в вождении

автомобиля, в умении одеваться, отдыхать, владеть письмом, чтением, мыслями. Психологи

говорят, что алкоголизм – это распущенность. Но что такое распущенность? Безнравственность,

расхлябанность, невыдержанность, невоспитанность, то есть отсутствие культуры.

Формировать аксиологию среди подрастающего поколения жизненно важно.

Намеренно вспомним культурную революцию в стране Советов. Из малограмотного

населения страна превратилась в мощное государство за очень короткий срок. Обучение и

культура были в приоритете. Власти использовали методологию массовой культуры, которая

в основе своей имела культуру великую. Так, в 1918 году для подбора репродукций была

приглашена художница Аристова,   которая представила список лучших   произведений

мирового искусства. Это подтверждают документы [9].

Широко    применялись    методы    массовой    работы:    митинги,    лекциибеседы,

кинематограф. Использовали массовость в распространение литературы, устраивали «дни

просвещения», литературные вечера, спектакли, концерты для широких масс. Внешкольная

работа достигла необычайно высокого размаха.

Опыт страны Советов показал, что сформировать единую систему ценностей среди

населения  −  разрешимая  задача.  Масштабное  внедрение  культурных  ценностей  по

программе было реализовано за довольно короткие сроки. Великая страна из пятнадцати

республик, объединенная единой идеей, жила и развивалась. Была непобедима и неуязвима.

Таким  образомколоссальный  опыт  «культурной  революции»  показывал,  что

формирование аксиологии на основе традиций Русского мира в настоящее время не только

возможно, но и необходимо для сохранения державы.

Анализируя    историю    развития    образовательного    процесса     и    этнических

особенностей, автор статьи делает вывод о необходимости создания условий для

формирования убеждённой личности во благо Российской государственности.

В современном образовательном пространстве в педагогической деятельности должен

быть поставлен акцент на воспитание информационной культуры. Исследуя эту проблему с

группой учёных, профессор Н.И. Гендина пишет, что особое внимание должно быть уделено

в    ИНФОРМАЦИОННОЙ    КУЛЬТУРЕ    и    среди    учащейся    молодёжи,    и    среди

преподавательского состава.

Что подразумевается под понятием «информационная культура» в настоящий период?

В этом вопросе пытаются разобраться преподаватели высшей школы.

Доктор педагогических наук А.И. Жилина в одной из своих статей отмечает:

«Оставшиеся в школе учителя стали активно искать выход из создавшейся ситуации лично

для себя. Однако лишь единицы приходили к выводу о необходимости предъявить

требования к уровню своей квалификации и её соответствию требованиям сегодняшнего

дня» [4, 273]. Необходимо задуматься, почему же в век информационных технологий это

происходит?

Ворвавшийся в нашу жизнь интернет открыл невиданные возможн ости доступа к

информации, но отсутствие информационной культуры всё больше разр ушает идеологию

изнутри [1].

Надо признать, что интернетвозможности имеют отрицательное антропологическое

воздействие  в  разных  жизненных  сферах.  В  образованиинапример,  при  изобилии

информации трудно получить качественные и достоверные сведения. Лёгкая доступность

информации    снижает    мотивацию    к    самостоятельности,    притупляет    когнитивные

способности. Некоторые организации предоставляют в открытом доступе возможность

приобрести за бесценок контрольные работы, рефераты, дипломы, курсовые, даже анализы

поэтических произведений. В культурной сфере жизни изза фрагментарности, смешивания

33

различных стилей, направлений, потоков информации формируется с самого раннего

периода тип личности с искажённым мировосприятием, деформированными ценностями.

Не достаточно одной учебной дисциплинынформатики. Важно синтезировать все

знания, которые образуют информационную культуру:

              личности и общества;

              детей, подростков, юношей, взрослых;

              дошкольников тудентов СПО и вузов, аспирантов);

              учителей (врачей, экономистов, и т.п.);

              мужчин и женщин;

              жителей (города, села, мигрантов) [1].

Таким образом, ретроспективный анализ исследований, посвященных проблеме

формирования системы ценностей в образовании посредством освоения традиций Русского

мира, позволяет сделать следующие выводы.

Уже в начальной школе необходимо ввести культуру чтения, которая является

составной частью общей культуры. Культура речи должна быть на протяжении всего

периода обучения. Информатика кроме цифровой грамотности должна включать сетевую

интернет  грамотность,  так  как  овладевая  грамотностью,  обучающиеся  постепенно

приобщаются к сетевой культуре, интернет культуре.

Значит, внедрение информационной культуры   как обязательной дисциплины с

дифференцированным подходом внесёт огромный вклад в формирование культурной

личности. Реформация образовательной программы необходима как залог лучшего будущего

нашей  страны.  История  показывает,  что  добиться  успеха  можно  лишь  на  уровне

законодательной, исполнительной и судебной власти, возглавляемой профессионалами.

Индустриализация, экономика, образование, медицина смогут сохранить традиции

Русского мира и подняться на современный уровень лишь при условии воспитания

культуры, в основе которой лежит аксиология.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гендина Н.И. Информационное образование и информационная культура как

фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности

образовательных организаций и библиотек: монография. − Москва: Литра, 2016.

2. Гончаров И.Ф., Гончарова Т.И., Скворцов В.Н. Приоритетная идея русской школы:

воспитание ума: Пособие для создателей Русской школы.− С.− Петербург: Издво Лен.обл.

пед. инта, с.6.

3. Гумилёв Л.Н., От Руси до России: Очерки этнической истории. – СПб: Юна, 1992.с6.

4. Жилина А.И. Интеллектуальнонравственный потенциал личности педагога как

стратегический ресурс развития школы и общества XXIв. // Вестник Ленинградского

государственного университета имени А.С. Пушкина. − Научный журнал. 2018. – 2.

5. Ломоносов М.В. Древняя российская история/ Михаил Ломоносов. − М.: Эксмо:

Алгоритм, 2012. − 272 с. − (Подлинная история Руси).

6. Лебедева В. Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX – первая

треть XX века. − СПб.: Изд-во С.Петерб. унта, 2007.

7. Лурье Я.С. Россия древняя и Россия новая. (Избранное). С.Петербург, 19997.

8. Мавродин  В.В«Происхождение  русского  народа»,  Издво  Ленинградского

университета, 1978 г., стр..144.

9. Культурное    строительство    в    СССР,    19171927г.    г.:    (Разработка    единой

государственной политики в области культуры). − М.: Наука, 1989.

10. А.И. Фурсов. Удел тех, у кого нет идеологии – пикник на обочине истории // А.И.

Фурсов. Вопросы борьбы в русской истории. М, 2016.

11. М. Казиник. Тайны гениев. Litres, 2017.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.