Николай Васильевич Гоголь родился в Полтавской губернии 20 марта (1 апреля) 1809 года. Умер 4 марта 1852 г. в Москве.
Кое-что о Н.В. Гоголе
1. В возрасте 20 лет начинает Гоголь свой литературный путь. Многие произведения он публикует под другими подписями (псевдонимами): В. Алов, П. Глечик, оооо, Г. Янов, Пасичник Рудой.
2.Гоголь сильно стеснялся своего носа. На всех портретах нос Гоголя выглядит по-разному, говорят, так писатель пытался запутать будущих биографов.
3. Его отец был прекрасным рассказчиком.
4. Уже в 5 лет отец прививал Николаю любовь к слову. Например, играл с ним в игру «Рифма»
5. Учился Гоголь хорошо только по рисованию и русскому языку. Отлично знал творчество Пушкина.
6. Гоголь любил театр. Организовал театр с товарищами и сам рисовал декорации.
7.Гоголь был религиозным человеком, но одновременно было увлечение мистикой.
В 1835 повесть «Нос» отказали публиковать в московском журнале, но через год А.С. Пушкин уговорил Гоголя напечатать эту повесть в своём журнале «Современник», хотя сам автор сначала не соглашался. В первоначальной редакции все приключения майора Ковалёва происходили во сне. После повести Гоголь написал послесловие для читателей журнала «Современник»: «Я признаюсь, что не могу понять, как я мог написать это? К чему всё это ведёт? Для какой цели? Что доказывает эта повесть? Почему нос Ковалёва? Нет, не понимаю, совсем не понимаю», – писал сам Гоголь.
Почему в повести Гоголь использовал именно нос ? ⬆️
5. Прочитайте мысль о Гоголе, сказанную критиком В.Г. Белинским ⬇️
Критик о Гоголе… «Отличительный характер повестей Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление*, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Гоголь – Поэт, Поэт жизни действительной» (В.Г. Белинский)
1) Дайте комментарий к этим словам критика. ⬆️
2) Как вы думаете, почему критик называет Гоголя «поэтом»? ⬇️
1. Назовите всех участников повести. 2. Дайте характеристику персонажам повести, аргументируйте словами из текста.
7. Напишите объявление в газету о пропаже носа.
8. Посмотрите фильм по повести «Нос».
8. Прочитайте и объясните фразеологизмы и пословицы со словом НОС.
Фразеологизмы: вешать нос, остаться с носом, клевать носом, воротить нос, утереть нос, зарубить на носу, водить за нос, нос к носу, держать нос по ветру, задирать нос.
Пословицы: 1.Береги нос в большой мороз.
2.Всякая птица своим носом сыта.
3.Нос не дорос, руки коротки.
4.Вот нос - для двух рос, а одному достался.
5.Спрос не бьет в нос.
6.Сыт – весел, а голоден – нос повесил.
7.Нос задрала и знать не хочет.
8.За спрос не бьют в нос.
9.Нос с локоть, а ума с ноготь.
10.Не суй свой нос не в свое дело.
11.Тому виднее, у кого нос длиннее.
9. Посмотрите фрагмент фильма по повести Н.В. Гоголя «Портрет». Постарайтесь озвучить его.
10. Прочитайте краткое содержание повести, переведите слова со (*)
Краткое содержаниеповести «Портрет»
Художник Чартков на Щукинском дворе разглядывал* картины и увидел портрет старого мужчины в восточной одежде*. Отдав за картину последние деньги, Чартков идёт домой. … Потом он будет жалеть о покупке, потому что ему даже нечем платить за жильё. Взглянув на старика с портрета, ему становится не по себе* от его глаз. Чартков даже закрыл картину на ночь. Но ночью случилось ужасное: простыня с картины упала, и из неё вышел старик. В мешке у него были деньги, и он начал их считать. Такие сны были у художника несколько ночей подряд*.
Хозяин квартиры требует оплаты, но так как денег у Чарткова нет, то хозяин решил забрать портрет старика в счёт долга. Когда он рассматривал картину, то из рамы упал свёрток* с деньгами, который Чартков видел во снах. На эти деньги он смог оплатить долг за жильё, снять квартиру побольше и купить одежду. Художник подал объявление о том, что пишет портреты на заказ*. Внезапно он становится популярным и модным портретистом*. Старые знакомые удивляются, что он потерял свой талант*. Скоро художник и сам понял своё падение*. В отчаянии он закрылся и стал стараться писать что-то не на заказ, но он всегда видел глаза старика с того портрета. Чартков умер в чахотке*.
Потом на аукционе* выставили на продажу портрет старого азиата с удивительно живым взглядом*. Многие желали его купить, но тут выходит художник Б., рассказавший присутствующим* свою историю. Когда-то жил в Коломне ростовщик*. Все, кому он давал деньги, вскоре погибали*. Отец Б. был художником и соседом этого ростовщика. Как-то азиат-ростовщик пришёл к нему с заказом нарисовать свой портрет. Чем больше художник писал портрет, тем живее получались глаза. С каждым днём у художника появлялось* отвращение* к своей работе. Ростовщик сказал, что после его смерти, вся его сила перейдёт в эту картину. Эти слова ещё больше испугали художника, и он убежал, не закончив работу. Ему всё-таки передали портрет лично в руки, и на следующий день ростовщик умер. У художника начались неприятности*, и он решил избавиться от картины. Он даже ушёл в монастырь* и начал писать картину на библейские темы. Перед смертью он просил своего старшего сына найти и уничтожить проклятый* портрет.
Закончив рассказ о своём отце, Б. оборачивается* взглянуть на портрет, но тут все видят, что его (портрета) нет на месте.
Главная мысль
В произведении противопоставляются две разные судьбы художников. Автор подчеркнул, что, только отказавшись от мирской суеты*, мастер может раскрыть свой талант и не превратиться в ремесленника*. Творческий путь бывает очень трудный.
1. Прочитайте о некоторых фактах из жизни А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы после текста.
Поэт родился в Москве в Немецкой слободе (там селились иностранцы). Мать звали Надеждой Осиповной. По линии матери поэт происходил от Абрама Ганнибала, сына эфиопского князя, привезённого в Россию и ставшего видным деятелем эпохи Петра I. Пушкины (линия отца) принадлежали к старинному дворянскому роду. Пушкин А.С. особенно опекал своего младшего брата Льва. Вот некоторые записи из письма Пушкина А.С. его брату. – Не суди о людях по собственному сердцу; – презирай их самым вежливым образом: это средство оградит тебя от страстей; – будь холоден со всеми; фамильярность* всегда вредит, особенно с начальниками; – не проявляй услужливости; – не принимай одолжений; одолжение чаще всего – предательство; – избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает; – никогда не отвечай оскорблением на оскорбление; – никогда не бери в долг, лучше терпи нужду*. Будущий поэт был отдан в Царскосельский лицей в Царском Селе (сейчас г. Пушкин). Француз Дантес нагло и откровенно ухаживал за женой Пушкина. Именно из-за этого было много унизительных неприятностей. Пушкин в конце концов вызвал Дантеса на дуэль*. Прототипом няни Татьяны стала его няня Арина Родионовна, которую поэт очень любил. О ней Пушкин вспоминает во многих своих стихотворениях. «Зимний вечер», «Няне», «Сон». О жанре «Евгений Онегин» Пушкин писал: «…я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская* разница. 6 июня 1880 года в Москве был открыт памятник поэту работы скульптора А.М. Опекушина. На торжестве присутствовали Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский и другие. Пушкин любил Петербург и прожил в нём большую часть жизни. Санкт-Петербург – центр русской науки, искусства, культуры – втянул Пушкина в свой водоворот. В Царском Селе (теперь г. Пушкин) в лицее при Екатерининском дворце будущий поэт учился 6 лет. Теперь там музей. Молодого Пушкина после учёбы привлекал дом Олениных, проживавших по Фонтанке №101. Пушкин часто бывал в квартире братьев Тургеневых на Фонтанке №20. В доме №25 по Фонтанке бывали Карамзин, поэт Батюшков, декабрист Пестель. Поэт любил Летний сад. Памятник Петру I работы скульптора Фальконе – Медный всадник получил название благодаря гениальной поэме Пушкина. Николай I хотел, чтобы Наталья Николаевна (жена поэта) танцевала в Аничковом дворце (Невский проспект, 39), поэтому Пушкин с женой там бывали. В здании Главного штаба Зимнего дворца Пушкину было разрешено работать в архиве. В университете Пушкин посещал лекции по истории русской словесности, в Академии художеств он познакомился с молодыми художниками. Последние 4 месяца Пушкин прожил в доме по набережной Мойки №12, теперь здесь музей. Именно сюда привезли раненого Пушкина, где он умер в тяжёлых мучениях. На месте дуэли* поставили обелиск*.
Вопросы и задания
1. Где родился А.С. Пушкин? Кем были его родители? Какова его родословная?
2. Какие отношения были у Пушкина с братом?
3. Какое образование получил Пушкин, где учился? 4. По какой причине Пушкин сказал: «Я принадлежу стране и хочу, чтобы моё имя было чисто везде, где оно известно»? 5. Кто стал прототипом* няни Татьяны из романа «Евгений Онегин»? 6. Как сам поэт определил жанр «Евгения Онегина»? 7. Когда в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину? Кто автор памятника? Кто присутствовал на открытии памятника? 8. Какие пушкинские места известны в Санкт-Петербурге? 9. Дополните ответы своими знаниями.
Роман в стихах «Евгений Онегин» ( письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне)
2. Прослушайте письмо Татьяны в разных исполнениях. Чьё исполнение вам понравилось и почему?
3. В чём вы видите благозвучие речи в стихах Пушкина? Благозвучие – это гармоничное сочетание звуков, приятное для слуха и воспроизведения. Критерии: — чередование гласных и согласных звуков: поле, зима, лето, милый; — сочетания из двух согласных в начале и середине слова: друг, весло, круглый; — наличие вариантов предлогов «к — ко», «с — со», «о — об —обо», «под — подо», «над — надо»: к нему, ко мне; с тобой, со всеми; о ней, об этом, обо всём; под ним, подо мной; над ним, надо мной.
Прослушайте письмо Татьяны к Онегину в исполнении актёра Иннокентия Смоктуновского (1980)
Прослушайте письмо Татьяны к Онегину в исполнении актрисы Ольги Будиной
Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы… ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой… Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно… нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль? Я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, Слова надежды мне шепнул? Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши. Быть может, это все пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное… Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю… Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…
ГЛАВА ВОСЬМАЯ XXXII
Письмо́ Онегина к Татья́не
Предви́жу всё: вас оскорби́т Печа́льной тайны объясненье. Како́е го́рькое презренье Ваш го́рдый взгляд изобрази́т! Чего́ хочу́? с како́ю це́лью Откро́ю ду́шу вам свою́? Како́му зло́бному весе́лью, Быть мо́жет, по́вод подаю́! Случа́йно вас когда́-то встре́тя, В вас и́скру не́жности за́метя, Я ей пове́рить не посме́л: Привы́чке ми́лой не дал хо́ду; Свою́ посты́лую свобо́ду Я потеря́ть не захоте́л. Ещё одно́ нас разлучи́ло… Несча́стной же́ртвой Ле́нский пал… Ото всего́, что се́рдцу ми́ло, Тогда́ я се́рдце оторва́л; Чужой для всех, ниче́м не свя́зан, Я ду́мал: во́льность и поко́й Заме́на сча́стью. Бо́же мой! Как я оши́бся, как нака́зан. Нет, помину́тно ви́деть вас, Повсюду сле́довать за ва́ми, Улы́бку уст, движе́нье глаз Лови́ть влюблёнными глаза́ми, Внимать вам до́лго, понима́ть Душо́й все ва́ше соверше́нство, Пред ва́ми в му́ках замира́ть, Бледне́ть и га́снуть… вот блаже́нство! И я лишён того́: для вас Тащу́сь повсюду наудачу; Мне до́рог день, мне до́рог час: А я в напра́сной ску́ке тра́чу Судьбо́й отсчи́танные дни. И так уж тя́гостны они́. Я зна́ю: век уж мой изме́рен; Но чтоб продли́лась жизнь моя́, Я у́тром до́лжен быть уве́рен, Что с ва́ми днем уви́жусь я… Бою́сь: в мольбе́ мое́й смире́нной Уви́дит ваш суро́вый взор Зате́и хи́трости презре́нной — И слы́шу гне́вный ваш уко́р. Когда́ б вы зна́ли, как ужа́сно Томи́ться жа́ждою любви́, Пыла́ть — и ра́зумом всеча́сно Смиря́ть волне́ние в крови́; Жела́ть обня́ть у вас коле́ни И, зарыда́в, у ва́ших ног Изли́ть мольбы́, признанья, пе́ни, Все, все, что вы́разить бы мог, А ме́жду тем притво́рным хла́дом Вооружа́ть и речь и взор, Вести́ споко́йный разгово́р, Гляде́ть на вас весёлым взгля́дом!.. Но так и быть: я сам себе́ Проти́виться не в си́лах бо́ле; Все решено́: я в ва́шей во́ле И предаю́сь мое́й судьбе́.
XLVIIОтвет Татьяны Онегину
А сча́стье бы́ло так возмо́жно, Так бли́зко!.. Но судьба́ моя́ Уж решена́. Неосторо́жно, Быть мо́жет, поступи́ла я: Меня́ с слеза́ми заклина́ний Моли́ла мать; для бе́дной Та́ни Все бы́ли жре́бии равны́… Я вы́шла за́муж. Вы должны́, Я вас прошу́, меня́ оста́вить; Я зна́ю: в ва́шем се́рдце есть И го́рдость и пряма́я честь. Я вас люблю́ (к чему́ лука́вить?), Но я друго́му отдана́; Я бу́ду век ему́ верна́».
В Лицее в Царском Селе
На картине художника И.Е. Репина Александр Пушкин на экзамене в лицее в Царском Селе (сейчас г. Пушкин) читает своё стихотворение
«Воспоминание в Царском селе»
Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены. Вострепещи, тиран! уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря, Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья За Русь, за святость алтаря.
Лирика А.С. Пушкина
1. Прочитайте стихотворение. Объясните, как вы его понимаете.
ПОРА́, МОЙ ДРУГ, ПОРА́ !
Пора́, мой друг, пора́! Поко́я се́рдце про́сит – Летя́т за дня́ми дни, и ка́ждый час уно́сит Части́чку бытия́, а мы с тобо́ й вдвоём Предполага́ем жить… И глядь – как раз – умрём. На све́те сча́стья нет, но есть поко́ й и во́ля. Давно́ зави́дная мечта́ется мне до́ля – Давно́, уста́лый раб, замы́слил я побе́г В оби́тель да́льнюю трудо́в и чи́стых нег.
1.1. Прослушайте исполнение студента из Бразилии.
2. Прочитайте стихотворение.
Пусто́е вы серде́чным ты Она́, обмо́лвясь, замени́ла И все счастли́вые мечты́ В душе́ влюблённой возбуди́ла. Пред ней заду́мчиво стою́, Свести́ оче́й с неё нет си́лы; И говорю́ ей: как вы ми́лы! И мы́слю: как тебя́ люблю́! (1828 г.)
3. Прочитайте стихотворение. Объясните, как вы его понимаете.
4. Прочитайте стихотворение. Объясните, как вы его понимаете.
Я вас люби́л: любо́вь ещё, быть мо́жет, В душе́ мое́й уга́сла не совсе́м; Но пусть она́ вас бо́льше не трево́жит; Я не хочу́ печа́лить вас ниче́м. Я вас люби́л безмо́лвно, безнадёжно, То ро́бостью, то ре́вностью томи́м; Я вас люби́л так и́скренно, так не́жно, Как дай вам бог люби́мой быть други́м. (1829 г.)
Художественный фильм «Метель» (по повести «Метель»)
Метель (драма, реж. Владимир Басов, 1964 г.) Режиссёр: Басов Владимир Сценарист: Басов Владимир Композитор: Свиридов Георгий Оператор: Вронский Сергей Художник-постановщик: Куманьков Евгений
1. Прочитайте. Сформулируйте устно и запишите главную мысль.
Наша страна имеет свою особенную историю. Отличительные черты русского характера формировались веками, они впитывали в себя разные эпохи: объединение Руси, язычество, принятие христианства, монархию, войны, междоусобные войны, Советскую власть, распад Советского Союза, особенности климата огромной страны − все эти обстоятельства формируют основные качества русского народа.
Национальный характер − это совокупность наиболее значимых черт нации, по которым можно отличить представителя одной нации от другой.
У каждого народа свой характер. О русском национальном характере, русской душе мы узнали из литературных произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А.Т. Твардовского, В.П. Астафьева, В.П. Распутина и других.
Любой язык – это зеркало культуры, в котором отражаются реальные условия жизни народа, его самосознание, менталитет, образ жизни, традиции, обычаи, система ценностей и национальный характер.
Русский характер не вмещается в строгие рамки, в каждом русском живет дух противоречия. Русский народ одновременно религиозен и суеверен, добр и строг, очень эмоционален, дружелюбен, открыт и склонен к проявлению свободной воли, не любит следовать строгим правилам. Ему присуще трудолюбие, яркое творческое начало, образность мышления, чувство юмора, самоирония.
Русским народом «можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».
Н. Бердяев (русский философ)
Необходимо отличать фразеологизмы от афоризмов, пословиц и поговорок.
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов – идиомы, чаще передаваемые из уст в уста. Использование устойчивых оборотов − это проявление мудрости и лингвистического чутья. Во многих фразеологических оборотах русского языка отражаются традиции, обычаи и поверья русского народа. С давних времён в русском языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляют в разговоре, но часто даже не догадываемся об их происхождении, между тем их история интересна и поучительна.
Фразеология – одно из самых ярких средств языка, придающих ему выразительность, во фразеологизмах отражена мудрость народа.
Характеристика персонажа с использованием фразеологизмов – это показатель высокого уровня национальной культуры, умения пользоваться языковым инструментарием как красочным изобразительным средством языка.
ПОСЛОВИЦА,-ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
ПОГОВОРКА − «Складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» (В.И. Даль) Али-баба и сорок разбойников. Видеть на аршин под землёй.
АФОРИЗМ, -а, м. Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. || прил. афористический, -ая, -ое. «Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку». [Конфуций]
ФРАЗЕОЛОГИЗМ, -а.м. В языкознании: устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому. Душа нараспашку ( открытая); сломя голову (быстро).
2. Изучите темы, выберете одну/две темы, найдите и запишите пословицы, поговорки и фразеологизмы на выбранную тему.
Сила воли, терпение, стойкость.
Доброта, гостеприимство, щедрость и широта натуры.
Свободолюбие, мужество, смелость.
Трудолюбие и одарённость.
Религиозность.
Лень, безделие.
Забота, ответственность.
Беспечность.
Мудрость, ум.
Строгость.
3. Предложите варианты пословиц, фразеологизмов своего народа по выбранной теме.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма. Создатель «Истории государства Российского» – одного из первых трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка.
1. Прочитайте сокращённый вариант повести «Бедная Лиза». Переведите.
3. Ответьте на вопросы и сделайте задания 1) Какой смысл в слове «бедная» в названии «Бедная Лиза»? 2) Какой эпизод говорит о влюблённости Лизы? 3) Какие прилагательные характеризуют Эраста? 4) Как автор готовит читателя к трагическому концу (описание настроения, слова Лизы, явление природы). 5) Как меняется природа от происходящих событий героини? 6) Какие слова и словосочетания показывают любовь Лизы? 7) Какие варианты финала могли бы быть? Придумайте концовку. 8) Прочитайте по ролям.
1. Прочитайте «Повесть о Петре и Февронии» (хрестоматийный вариант)
Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. В основе повести лежит местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Автора нет, но записал её монах Ермолай — Еразм.
2. Сделайте письменно задания и ответьте на вопрос№5 1. Определите тему (о чём?). 2. Идею (зачем?). 3. Запишите основные проблемные вопросы. 4. Чем Пётр и Феврония заслужили звания святых?
Режиссёр фи́льма Леони́д Гайда́й (1923-1993г.г.). Не одно́ поколе́ние зри́телей в Росси́и лю́бит и хорошо́ зна́ет его́ фи́льмы. Они́ ста́ли кла́ссикой, пре́жде всего́, сове́тского кино́. И сего́дня мы цити́руем геро́ев фи́льмов Леони́да Гайда́я. Изве́стные всем фра́зы из его́ фи́льмов ста́ли ча́стью обще́ния. Фи́льмы Леони́да Гайда́я:
«Деловы́е лю́ди» (1962 г.) «Опера́ция «Ы» и други́е приключе́ния Шу́рика» (1965 г.) «Кавка́зская пле́нница, и́ли но́вые приключе́ния Шу́рика» (1966г.) «Бриллиа́нтовая рука́» (1968г.) «Ива́н Васи́льевич меня́ет профе́ссию» (1973г.)
О фи́льме «Опера́ция «Ы» и други́е приключе́ния Шу́рика» (1965г.)
Гла́вный герой фи́льма – студе́нт политехни́ческого институ́та Алекса́ндр, кото́рого все зову́т про́сто Шу́рик. 1) Шу́рик в свобо́дное вре́мя подраба́тывает на стройке. Там с ним случа́ются о́чень смешны́е исто́рии («На стройке»).
2) Но пре́жде всего́ Шу́рик студе́нт, а у студе́нтов гла́вная и тру́дная зада́ча – экза́мены. Во вре́мя экза́менов со студе́нтами случа́ются ра́зные смешны́е исто́рии. В ва́шей студе́нческой жи́зни, наверняка́, то́же случа́лись курьёзные/весёлые ситуа́ции?
3) Живёт Шу́рик не в общежи́тии, он снима́ет ко́мнату в до́ме у же́нщины, кото́рая рабо́тает ночны́м сто́рожем на скла́де. Одна́жды Шу́рик выхо́дит вме́сто ба́бушки на рабо́ту… И и́менно в э́ту ночь ему́ прихо́дится боро́ться с «опа́сными» граби́телями («Опера́ция «Ы»).
Вопросы и задания перед просмотром фильма
2)Как вы думаете, о чём фильмы с такими названиями? 3) В каком фильме вы услышите отрывок из этого стихотворения?
Вдоль ма́леньких до́миков бе́лых ака́ция ду́шно цветёт. Хоро́шая де́вочка Ли́да на у́лице Ю́жной живёт.
В око́нном стекле́ отража́ясь, по ми́ру идёт не спеша́, хоро́шая де́вочка Ли́да. Да чем же она́ хороша́?
Спроси́те об э́том мальчи́шку, что в до́ме напро́тив живёт. Он с и́менем э́тим ложи́тся и с и́менем э́тим встаёт.
Неда́ром на ка́менных пли́тах, где ми́лый боти́нок ступа́л, «Хоро́шая де́вочка Ли́да», — в отча́янье он написа́л.
Не мо́жет люде́й не растро́гать мальчи́шки упря́мого пыл. Так Пу́шкин влюбля́лся, должно́ быть, так Ге́йне, наве́рно, люби́л.
Задание для самостоятельной работы
Пересмотрите фильмы и выпишите лексико-тематическую группу на тему «Студенчество». 2. Распределите эти слова по иерархии: самые главные, менее важные, второстепенные.
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА – это слова, которые принадлежат к одной части речи с общим основным компонентом значения. Посмотрите ПРИМЕРЫ лексико-семантической группы в словаре. ⬇️
Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизиро ванный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз. – Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998 г.
1. Познакомьтесь с именами некоторых учёных России и приготовьте презентацию о научном вкладе одного из них.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
Учёный в разных научных сферах, сделавший открытия в естествознании, химии, физике, минералогии, истории, филологии, металлургии, опто-механике, астрономии, литературоведении. А.С. Пýшкин сказáл о Ломоносове «Он создáл пéрвый университет, он сам был первым нáшим университéтом».
Первая женщина – профессор математики. Открыла математический закон.
Иван Петрович Павлов (1849 – 1936)
Русский учёный-физиолог, биолог. Стал символом советской науки. Совершил открытия в физиологии высшей нервной деятельности, кровообращения и пищеварения.
Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881)
Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии, впервые применил гипсовую повязку.
Александр Степанович Попов (1859 – 1906)
Учёный — физик открыл новую эпоху в радиосвязи. Создал совершенный вариант радиоприёмника.
Владимир Кузьмич Зворыкин (1888-1982)
Разработал высоковакуумную телевизионную приёмную трубку — кинескоп. Основоположник телевидения.
Николай Егорович Жуковский (1847—1921)
Русский механик, создатель аэродинамики как науки. Главный символ российского образования.
Сергей Павлович Королёв (1907 — 1966)
Советский учёный внёс огромный вклад в создание ракетно-космических систем. Запуск искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, запуск первого в мире космонавта.
Юрий Алексеевич Гагарин (1934 — 1968)
Первый в мире лётчик-космонавт СССР.
Жорес Алфёров (1930 – 2019)
Российский учёный-физик изобрёл первые транзисторы, атомный подводный флот, лазеры полупроводниковые, лазер на квантовых точках, солнечные батареи.