«Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза. Сердце мое сжалось. Как много этим сказано! Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества!» (А.С. Пушкин)
С.А. Есенин
Бе́лая берёза Под мои́м окно́м Принакры́лась сне́гом, То́чно серебро́м.
На пуши́стых ве́тках Сне́жною каймо́й Распусти́лись ки́сти Бе́лой бахромо́й.
И стои́т берёза В со́нной тишине́, И горя́т снежи́нки В золото́м огне́.
А заря́, лени́во Обходя́ круго́м, обсыпа́ет ве́тки Но́вым серебро́м.
В картинах…
В хозяйстве…
Домашнюю утварь (предметы принадлежности для дома) делали из бересты.
Люлька, колыбель из бересты предназначалась для укачивания ребёнка.
1.1. Прочитайте и посмотрите про Александринский театр.
Государственный академический театр драмы им. Пушкина — легендарный Александринский театр — является старейшим национальным театром России. Он был учрежден указом, подписанным императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года. Дата основания театра является датой рождения русского профессионального театра. С XVIII по начало XX века он являлся главным императорским театром. Сегодня театр является национальным достоянием России и входит в охранный список ЮНЕСКО. В 1832 году театр получил здание по проекту Росси, ставшее одним из архитектурных символов Петербурга. В Александринском театре бывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский и многие другие политики, коронованные особы, ученые, военные, деятели культуры.
Великий русский драматург, ключевая фигура в развитии русского национального театра. Его пьесы отражали жизнь и нравы русского общества XIX века.
2.2. Кратко о пьесе «Гроза»
Островский А.Н. служил в суде и вёл судебные заседания. Он был свидетелем многих семейно-бытовых историй, которые записывал в свою тетрадь. Потом эти истории стали сюжетами его многих произведений. Пьесы Островского актуальны и в настоящее время.
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она основана на реальных событиях. Конфликт «тёмного царства» (устаревших традиций) с потребностью новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс и в театральной, и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.
Сюжет пьесы
Главную героиню Екатерину отдали замуж за Тихона., который слушается во всём мать. Его мать Кабанова (Кабаниха) строгая женщина, которая управляет и жизнью сына. Екатерина не привыкла жить в такой не свободе. Ей трудно привыкнуть. Она страдает, но изменить ничего не может.
Муж Тихон уехал ненадолго по делам. В это время в гости приехал к соседу племянник Борис. Екатерина и Борис познакомились, и она изменила мужу с Борисом.
Потом Екатерина поняла, что не сможет жить этим обманом. Она покончила жизнь самоубийством: прыгнула с обрыва в реку Волгу во время грозы.
Кроме главной героини Екатерины, её мужа Тихона и свекрови Кабаниха есть и другие персонажи. Один из них – местный изобретатель Кулигин (прототип Кулибин – русский изобретатель 18 века, фразеологизм Кулибин), который хотел изобрести вечный двигатель. Гроза для него – источник механической энергии.
2.3. Посмотрите на афиши к пьесе «Гроза» в разных постановках. Дайте объяснение одной афише: что она символизирует? Что художник и режиссёр хотели сказать изображением?
старик*старый мужчина старуха*старая женщина ветхая землянка*старое жильё в земле невод*сеть, чтобы ловить рыбу пряла пряжу*делать нить взмолилась* очень просила старче*обращение к старому человеку откуп*плата за что-то
1.Где жили старик со старухой? 2.Сколько лет они жили вместе? 3.Чем занимался старик? 4.Чем обычно занималась старуха? 5.Сколько раз старик закидывал невод? 6.Кого поймал старик в третий раз? 7.О чём просила рыбка старика?
слыхивал* —слышал ступай* — иди по-нашему* — как мы не посмел* —не мог пустил* — отпустил забранила* —стала ругать его дурачина* — дурак
8.Как поступил старик с рыбкой? 9.Кому рассказал старик про великое чудо? 10.Что ответила старуха?
11.Что пожелала старуха? 12.Кто выполнил её желание? 13.Что пожелала старуха во второй раз?
с поклоном* — кланяться bow кликать* — звать, кричать call,shout смилуйся* — пожалеть, помиловатьpardon ещё пуще* — ещё сильнее изба* — дом сварливая* — вздорная quarrelsome светёлка* — небольшая светлаякомната белёная* — красить белой краской на чём свет стоит ругает* — очень сильно ругает крестьянка* — женщина в селе, деревне) столбовая дворянка — почётная дворянкаhonorary nobility
14.Какую избу получила старуха? 15.Что сказала старуха старику? 16. Что пожелала старуха третий раз?
Соболья душегрейка* -короткая шуба из соболя sable fur jacket кичка* — старинный головной уборvintage headdress парчовая* — материя тяжёлая brocade жемчуг* — pearl перстень* — the ring барыня, сударыня* — богатая замужняя женщина rich married woman душенька (душа)* — heart
17.Что попросил старик у рыбки? 18. Кого увидел старик, когда вернулся домой?
«белены объелась»* делать глупые поступки do stupid things осердилась (стала сердиться)* «говорят честью»* говорят по-хорошему they tell you in a good way
19. Где стал служить старик? 20. Кем захотела быть старуха? 21. К кому отправился старик?
Добро* — хорошо бояре* — высший слой феодального общества в X—XVII века the highest stratum of feudal society in the X-XVII centuries дворяне* — при дворе князя at the prince’s court пряник печатный* — сладкое мучное изделие с рельефным рисунком sweet flour product with a raised pattern «с очей прогнать его велела»* — чтоб глаза её не видели его so that her eyes wouldn’t see him невежа* — невоспитанный и глупый ill-mannered and stupid Не садись не в свои сани* — знай своё местоknow your place in the hierarchy
22. Кого увидел старик, в царских палатах? 23. Как встретила старуха мужа? 24. Кто смеялся над стариком?
отыскали* владычица морская* осмелиться* поперёк слова молвить* вздулись волны*
25. Какое последнее желание было у старухи?
26. Как выполнила рыбка последнее желание старухи?
Слова из сказки
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
Чему учит эта сказка? Кем была рыбка для старухи? Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? Как менялось море, когда к рыбке приходил старик с просьбой?
Воинская служба во все времена и у всех народов была и остаётся почётным долгом. Есть такая профессия «Родину защищать». Ведь защищать свою землю, свой дом, свою семью от врагов больше-то и некому.
– Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши деды? – Наши деды – славные победы, Вот где наши деды! – Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши отцы? – Наши отцы – русски полководцы, Вот где наши отцы! – Солдатушки, бравы ребятушки, А где ваши матки? – Наши матки – белые палатки! Вот где наши матки. – Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши сёстры? – Наши сёстры – пики (штыки), сабли остры, Вот где наши сёстры! – Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши жёны? – Наши жёны – пушки заряжёны, Вот где наши жёны! – Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши детки? – Наши детки – пули наши метки, Вот где наши детки! – Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша слава? – Наша слава – Русская держава, Вот где наша слава! – Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша сила? – Нашу силу на груди носили – Крест – вот наша сила!
2. Ой, то не вечер, то не вечер…
Русская народная песня
Ой, то не вечер, то не вечер, Мне малым-мало спалось, Мне малым-мало спалось, Ох, да во сне привиделось. Мне малым-мало спалось, Ох, да во сне привиделось.
Мне во сне привиделось, Будто конь мой вороной Разыгрался, расплясался, Разрезвился подо мной. Разыгрался, расплясался, Разрезвился подо мной.
А есаул догадлив был, Он сумел сон мой разгадать, Ох, пропадёт, он говорил, Твоя буйна голова. Ох, пропадёт, он говорил, Твоя буйна голова.
Как налетели ветры злые Со восточной стороны, Ой, да сорвали чёрну шапку С моей буйной головы. Ой, да сорвали чёрну шапку С моей буйной головы.
Ой, то не вечер. то не вечер, Мне малым-мало спалось, Мне малым-мало спалось, Ох, да во сне привиделось. Мне малым-мало спалось, Ох, да во сне привиделось, Ох, да во сне привиделось.
Музейон Эллады – храм, посвящённый девяти олимпийским богиням, дочерям Зевса и Мнемозины, богини памяти. Первые музеи в нашей стране появились в Санкт-Петербурге.
Крупные коллекции произведений искусства, памятников старины, археологических находок, существовали и раньше, складывались в Москве и провинции, в домах просвещённых и богатых дворян, в монастырях и церквях. По почину Петра Великого в жизнь Российской империи вошли и музеи… К началу XX в. насчитывалось более 150 публичных музеев разного уровня и профиля. Несколько десятков закрытых – воинских комнат боевой славы. Создание и развитие музеев было вызвано чувством патриотизма и потребности системы образования, стало стимулом воспитания и просвещения людей. Музеи стали воплощением исторической памяти не только русского, но и других народов России.
Значит, экспонат, коллекция, музей – это миг вечности[Петров Г. Миг вечности. – СПб. –Издательство «Logos». – 2005].
Товарищество подвижных выставок
Первое собрание членов Товарищества передвижных художественных выставок состоялось 16 декабря 1870 года. Было определено время и место первой выставки (Петербург – осень 1871 г.)
Цель: «Товарищество имеет целью устройство, с надлежащего разрешения передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».
Итак, 28 ноября 1871 года Первая передвижная выставка открылась в залах Академии. Потом переехала в Москву. Из Москвы была перевезена в Киев, затем в Харьков. … Так началась слава передвижников. Их целью было искусство правдивое, национальное, способное пробудить сознание народа, отторгнутого от культуры. Благодаря принципу передвижения выставок реалистичное искусство узнали сотни тысяч зрителей огромной страны [Гомберг-Вержбинская Э. Передвижники. – Лен. изд. «Искусство». – 1970].
ПередвижникиИлья Репин «Бурлаки на Волге»Василий Перов «Тройка»Василий Перов «Портрет писателя Достоевского»Константин Маковский «Свидание»Иван Крамской «Портрет писателя Толстого»Иван Крамской «Неизвестная»Абрам Архипов «Женщина в красном»За период существования Товарищества (с 1870 по 1923 годы) группа менялась. Организатором и предводителем был Иван Крамской. Первый состав 14 человек: Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов.
2. Подготовьте презентацию о одном их художников-передвижников.
Рекомендации для приготовления презентации. 1) Презентация может быть в любой форме: мультимедийная, с показом слайдов; рассказ о художнике и демонстрация фото (его портрет, картины); формат 3d музей с показом картин художника. 2) Презентовать одного художника-передвижника (не более 5-7 минут). В презентации: когда родился / умер, можно сказать, сколько лет прожил и что создал за эти годы; где жил; интересные факты из жизни. Показать картины, которые интересные, известные или Вам лично понравились. 3) Старайтесь рассказывать, пользуясь планом.
Статья К.Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский; ред. А. И. Пискунов. – Москва : Педагогика, 1974. – Том 2. Проблемы русской школы. – 439 с.
1. Прочитайте статью К.Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка».
2. Составьте вопросы по первой цели, по второй и по третьей. Из ответов должен получиться рассказ.
3. Напишите реферат-обзор* по статье Ушинского на одну из предложенных тем.Дополнительно используйте словари, справочники. Укажите литературу, которую вы использовали в библиографическом списке к реферату
Реферат-обзор - один из видов реферата, который строится на основе нескольких источников (статей, словарей, справочников), посвящённых одной проблемной теме. Цель такого реферата – показать, как решается данная проблема в науке.
Для написания реферата нужно:
▶️ Выбрать тему. ▶️ Определить объект и предмет. ▶️ Обозначить проблемный (-ые) вопрос(-ы). ▶️ Изучить, как эта проблема рассматривается другими специалистами (необходимо обращзаться только проверенным источникам). Составить список литературы (не меньше трёх). ▶️ Составить план. ▶️ Сначала написать общее по теме (объект), затем – по узкой теме (предмет), показав отличия. Передать информацию основного источника (в данном случае статья К.Д. Ушинского). ▶️ Сделать вывод согласно аргументам.
Темы рефератов
Дидактические приёмы К.Д. Ушинского при обучении отечественного русского языка (три цели).
Развитие дара слова посредством сочинений при обучении отечественному русскому языку.
Особенности выполнения упражнений самостоятельно при обучении отечественному русскому языку.
Главная цель наглядности в обучении отечественному русскому языку.
Самостоятельность, систематичность и логичность при обучении отечественному русскому языку.
Методика устных и письменных упражнений при обучении отечественному русскому языку.
Отечественный язык – язык народной мысли: как не ослабить желание изучать родной язык.
Польза освоения грамматики при обучении отечественному русскому языку.
Грамматическое правило как вывод из наблюдений над языком.
Упражнения по синтаксису и этимологии – фундамент к освоению грамматики.
Разумная логическая система и чувственность – залог успешного обучения отечественному языку.
Выделяют социально значимые сферы общения. В соответствии с этим выделяют функциональные стили русского языка. — художественный (художественная литература); — официально-деловой (документы); — публицистический (статьи в интернете, в газетах и журналах для широкой публики); — научный (научные статьи, доклады, рефераты, диссертации, таблицы); — разговорно-бытовой.
Особые признаки научного стиля
Научный стиль – это язык науки, который отличается логикой. Выводы делаются из аргументов. Научный стиль – это в основном письменная речь (рефераты, диссертации, научные статьи, тезисы), но может быть и устная (научный доклад, лекция).
Признаки: — точность (термины); — обобщённость (таблицы, схемы, графики, чертежи); — особая грамматика (причастия, существительные среднего рода, местоимение «мы», а не «я» и т.д. — сокращения.
Типы речи
1.Повествование – рассказывает о событиях. Такие тексты включают завязку (начало действия), развитие действия, кульминацию (наиболее важный момент в развитии действия) и развязку (конец действия). Последовательность событий может нарушаться. В большей степени используется глагол. Примером текста является биография, сюжет произведения, рассказ об истории создания чего-то (романа, исследования).
2.Описание – тип текста, который состоит в более или менее развёрнутом указании признаков предметов и явлений. Описание – это изображение отдельных предметов, сравнительное изображение двух предметов (или одного предмета в разных условиях). Описание может быть художественным, образным и научным, строгим «деловым».
Композиция описания: а) общее впечатление о описываемом, что-то о нём сообщается; б) раскрываются признаки предмета.
Объяснение предполагает инференцию (inference; infer «выводить», «заключать») Инференция – это способность получать выходные данные в процессе обработки информации. Делать умозаключение на основе силлогизма*. Силлогизм – это логическая система дедукции*, когда из двух суждений, содержащих общие условия следует вывод, заключение. Силлогизм состоит из трёх суждений: двух посылок (суждений или аргументов) и умозаключения (вывода).
(Аристотель 384-322 до н. э.)
3. Рассуждение – тип текста, в котором присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы (примеры, доказательства) и вывод.
Например.
"Исключительное изучение грамматики не развивает дара слова; отсутствие грамматики не даёт дару слова грамотности и сознательности. Следовательно, то и другое необходимо"
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский; ред. А. И. Пискунов. – Москва : Педагогика, 1974. – Том 2. Проблемы русской школы. – 439 с. С. 263
2. Выполните задания
а) Найдите умозаключение в системе русского языка или в другой научной сфере
Примеры: I. В синтаксисе русского языка. ПОСЫЛКИ (суждения): 1) Союз потому что в сложном предложении указывает на причину. 2) От главной части предложения к зависимой ставим вопрос почему?Умозаключение: Это предложение сложноподчинённое с придаточным причины.
II. В физике. ПОСЫЛКИ (суждения): 1) Все звёзды излучают энергию. 2) Солнце – это звезда. Умозаключение: Солнце излучает энергию.
б)Прочитайте фрагменты из рассказов научного фантаста А. Беляева. Объясните какой тип речи в этих эпизодах?
На этой дороге мы увидели необычайный феномен. По дороге медленно катился огромный шар из клубов пара. На морозе пар превращался в иней, который составлял как бы внешнюю подвижную оболочку шара. Лунный свет отражался на сверкающих кристаллах инея и давал радужные ореолы. Позади шара тянулся хвост из снежных хлопьев. (А. Беляев «Человек-термо»)
Лошадь была так необычайно худа, что можно было легко пересчитать у нее все ребра. Разбитые ноги опухли в коленных суставах и искривлены. Голова печально опущена, нижняя отвисшая губа шевелилась, словно кляча шептала, жалуясь на свою судьбу. На кляче восседал никому не известный мальчик-жокей, босоногий, в красной ситцевой рубахе.
Посредине «ковра» площадью несколько сот квадратных метров я увидел небольшой крест, как мне показалось. Когда мы подошли к нему ближе, оказалось, что одна «крестовина» представляла собой щель в ковре, а другая – повернутый поперек щели болт, сидящий на стержне. От этого центрального креста расходились во все стороны скобы, несколько напоминающие дверные ручки. (А. Беляев «Ковёр-самолёт»)
в) Сделайте описание фото из музея «Титикака». Придумайте название. (используйте научное описание, не более 5-6 предложений)
ЗАДАНИЕ: Прочитайте теорию. Напишите план. Расскажите по плану.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА
Искусство – практически-духовное освоение мира обществом, человеком.
Искусство имеет деятельностный характер, в процессе которого человек осваивает мир с целью осознания прекрасного или безобразного.
Искусство – это творческая деятельность. Всякая деятельность человека спровоцирована потребностью. Потребность ― внутренний побудитель активности.
Например, мораль и право, удовлетворяют потребность в нормах поведения, наука ― в знаниях и т. д. Искусство удовлетворяет потребность человека в развитых формах чувственности.Искусство буквально записывает в теле культурно-исторический эмоциональный опыт.
Характерные черты искусства — образность и наглядность. В искусстве используются особые способы воздействия: слово, звук, цвет, форма, движение и т. п. Отражается чувственное отношение к окружающему миру, которое обращено к эмоциям человека. Выражение и восприятие чувств носят субъективный характер.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
Эстетическая – влияет на эмоции. Через эмоции мы приходим к самопознанию.
Познавательная – связана с информацией. Произведения искусства показывают культурно – исторические и религиозные черты стран и народов, поэтому искусство источник знаний.
Коммуникативная – связана с общением людей через искусство и проявляется с помощью художественного произведения.
Ценностно-ориентирующая и воспитательная функции взаимосвязаны, т.к. искусство воздействует на мировоззрение и поведение людей.
Компенсаторная – помогает преодолевать социальные и духовные проблемы, негативные переживания.
ВИДЫ ИСКУССТВА
Немецкий философ Ф. Шеллинг разделил искусство на идеальные и реальные. Идеальные выше реальных, а поэзию — высшей формой художественного творчества.
Виды искусства основаны на средствах выражения художественного образа:
Временные виды – действие связано со временем. Это литература и музыка.
Пространственные виды связаны с пространственным построением образов. Это живопись, архитектура, скульптура и др.
Пространственно-временные. Это театр, цирк, эстрада, кинематограф и др.
Виды искусства основаны на социологическом признаке:
Элитарное – отличается высокой сложностью форм и содержания.
Народное — коллективного творчества многих поколений людей, отличительная черта анонимность.
Массовое – создается для представителей всех слоев общества. Его основные черты – общедоступность, коммерческий характер, занимательность, серийность.
Создать универсальную классификацию невозможно, потому что искусство динамично развивается.
В каждом виде искусства своя система жанров: в литературе – эпос, лирика и драма; в изобразительном искусстве— портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина.
В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные и инструментальные), содержанию (лирические, эпические и драматические), месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные и др.).
Домашнее задание
По плану расскажите теорию и приведите примеры к видам искусства в России.
Рефера́т. Заимств. во второй половине XIX в. из нем. яз., где Referat — суф. производное от лат. referre «докладывать». Реферат буквально — «доклад».
Чем реферат отличается от доклада?
Реферат – это самостоятельное скрупулёзное исследование имеющейся информации. Используется метод анализа и синтеза.
Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов
Реферат: Краткое точное изложение содержания первичного документа в текстовой форме, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
Например, по статье (информативный), по нескольким текстам, объединённым общей проблемой (обобщённый) или по общей теме.
– структура: титульный лист, оглавление, введение, теоретическая и практическая главы, заключение, список литературы и приложения.
Доклад – это устный и письменный отчёт.
Например, доклад о проделанной работе.
– структура: для устного доклада: введение, основной текст, заключение;
для письменного доклада: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы.
Различия между рефератом и докладом:
Во-первых, объемом. В реферате больше. Во-вторых, реферат имеет чёткую структуру и последовательность; доклад пишется в свободной форме. В-третьих, доклад можно излагать устно, а реферат – это исключительно письменная работа.
Цель доклада – озвучить информацию.
Цель реферата – кратко резюмировать материал, анализировать и синтезировать, сопоставив информацию из разных проверенных источников.
Клише для реферата
Соедините глаголы / краткие причастия в левом столбце с существительными в правом. В каких формах могут использоваться глаголы?
проблема развитие деятельность воздействие метод особенности тенденции причины результаты итоги факты описание представление оценка теория предмет содержание план принципы идеи процесс влияние взаимодействие зависимость теория тезис выводы способы опыт данные явление особенности система
* Колесова, Д.В. Здравствуйте, коллеги!: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Д.В. Колесова, К.А. Щукина. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2021. — 112 с.
Задание
Напишите реферат на Текст №3 http://russian-teacher.ru/2023/09/03/стили-речи/ Определите замысел (идею), тему, объект и предмет научного текста; сделайте вывод по исследованию, используйте клише.
Текст: — шрифт – Times New Roman, размер – 14 пт., цвет – чёрный (авто) — интервал — 1,5 в редакторе Word — интервалы между абзацами не допускаются — каждый абзац начинается с красной строки, т.е. делается абзацный отступ.
Структура реферата:
– Титульный лист (образец). – Оглавление. – Введение (1-2-3 стр.). – Основная часть включает в себя главы (с параграфами) или разделы. В тексте реферата слово «основная часть» не пишется. – Заключение. – Список использованных источников и литературы. – Приложения* (если есть).
Нумерация страниц начинается с 3-й страницы (Введение), нумерация начинается с цифры «3»
Введение – Во введении необходимо аргументировать актуальность выбранной темы, т.е. показать её современность и значимость (в том числе, возможно, и для автора). Дать краткий обзор использованных источников и литературы. Далее необходимо сформулировать цель работы и определить задачи для её достижения.
Основная часть – Может быть представлена в виде глав. Глава может состоять из нескольких параграфов. Параграфы обычно соответствуют задачам. Каждая глава начинается с нового листа. Каждая глава должна раскрывать определённую часть темы реферата, а в целом – всю тему. Реферат оценивается от степени раскрытия темы, то есть достижения поставленной цели.
Заключение – Важнейшая составная часть реферата. В нем кратко подводятся основные выводы и результаты теоретического исследования, возможны рекомендации для дальнейшего исследования.
Список литературы – В него входит название тех источников и литературы, которые изучались при написании реферата. Он составляется в алфавитном порядке и нумеруется. В списке должна быть указана научная литература (не менее 5 наименований). Учебная литература может быть использована, но она не может быть основой для подготовки реферата.
Приложения – В Приложении даются иллюстрации, таблицы или тесты, опросы, анкеты. Приложения оформляют как продолжение реферата на последующих листах, в общий объём реферата они не включаются.
Оформление титульного листа ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Напишите реферат на общую проблему по двум или трём научным текстам.
1. Какова общая тема? 2. Есть ли общая идея? 3. Высказываются ли противоположные мнения? 4. Можно ли сформулировать общий вопрос, ответом на который будут предложенные тексты/высказывания? 5. Был ли особый принцип, по которому выбирались авторы данных текстов? Повлияло ли на точку зрения авторов то, что все они — жители Татарстана? А их профессия? 6. Что вы сами думаете по поводу обсуждаемой темы? Совпадает ли ваше мнение с одним из приведённых, или у вас другая точка зрения? Почему? *
* Колесова, Д.В. Здравствуйте, коллеги! : учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Д.В. Колесова, К.А. Щукина. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2021. — 112 с.