Учебные пособия

Русская символика в разных видах искусства

ПРИМЕ́РЫ РУ́ССКОЙ СИМВО́ЛИКИ

В музыке…
https://www.youtube.com/watch?v=NinQ1-z7T3Y

В стихах …

В картинах…

Исаак Ильич Левитан «Берёзовая роща» 1889 год

В хозяйстве…

Театр и литература: А.Н. Островский «Гроза»

1. Александринский театр

1.1. Прочитайте и посмотрите про Александринский театр.

Государственный академический театр драмы им. Пушкина — легендарный Александринский театр — является старейшим национальным театром России. Он был учрежден указом, подписанным императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года. Дата основания театра является датой рождения русского профессионального театра. С XVIII по начало XX века он являлся главным императорским театром. Сегодня театр является национальным достоянием России и входит в охранный список ЮНЕСКО. В 1832 году театр получил здание по проекту Росси, ставшее одним из архитектурных символов Петербурга. 
В Александринском театре бывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский и многие другие политики, коронованные особы, ученые, военные, деятели культуры. 

Здесь состоялись премьеры практически всех произведений классики российской драматургии. https://www.culture.ru/institutes/10163/aleksandrinskii-teatr

https://www.youtube.com/watch?v=XIi6V96RTBU
https://www.youtube.com/watch?v=V4XmZYKSguE

1.2. Изучите слова и выражения о театре.

Теа́тр, пье́са, дра́ма, коме́дия, о́пера, опере́тта, бале́т, режиссёр, актёр, актри́са, сце́на, за кули́сами, зал, фойе́, буфе́т, биле́тная ка́сса, кре́сла, ряд, репети́ция, спекта́кль, сцена́рий, зри́тели, «теа́тр начина́ется с ве́шалки».

2. Пьеса А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

Великий русский драматург, ключевая фигура в развитии русского национального театра. Его пьесы отражали жизнь и нравы русского общества XIX века.

2.2. Кратко о пьесе «Гроза»

Островский А.Н. служил в суде и вёл судебные заседания. Он был свидетелем многих семейно-бытовых историй, которые записывал в свою тетрадь. Потом эти истории стали сюжетами его многих произведений. Пьесы Островского актуальны и в настоящее время.

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она основана на реальных событиях. Конфликт  «тёмного царства» (устаревших традиций) с потребностью новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс  и в театральной, и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.

Сюжет пьесы

Главную героиню Екатерину отдали замуж за Тихона., который слушается во всём мать. Его мать Кабанова (Кабаниха) строгая женщина, которая управляет и жизнью сына. Екатерина не привыкла жить в такой не свободе. Ей трудно привыкнуть. Она страдает, но изменить ничего не может.

Муж Тихон уехал ненадолго по делам. В это время в гости приехал к соседу племянник Борис. Екатерина и Борис познакомились, и она изменила мужу с Борисом.

Потом Екатерина поняла, что не сможет жить этим обманом. Она покончила жизнь самоубийством: прыгнула с обрыва в реку Волгу во время грозы.

Кроме главной героини Екатерины, её мужа Тихона и свекрови Кабаниха есть и другие персонажи. Один из них – местный изобретатель Кулигин (прототип Кулибин – русский изобретатель 18 века, фразеологизм Кулибин), который хотел изобрести вечный двигатель. Гроза для него – источник механической энергии.

2.3. Посмотрите на афиши к пьесе «Гроза» в разных постановках. Дайте объяснение одной афише: что она символизирует? Что художник и режиссёр хотели сказать изображением?

2.4 Прочитайте сцены по ролям

Александр Сергеевич Пушкин — наше всё!

https://youtu.be/tPrBrq6Gc-U?si=hwEu0aeU27wBGmox

https://russian-teacher.ru/2023/10/18/а-с-пушкин-сказка-о-рыбаке-и-рыбке/

Чтение. Фильм. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

26 мая [6 июня1799,
 Москва — 29 января
 [10 февраля1837,
 Санкт-Петербург

старик* старый мужчина
старуха* старая женщина
ветхая землянка* старое жильё в земле
невод* сеть, чтобы ловить рыбу
пряла пряжу* делать нить взмолилась* очень просила
старче* обращение к старому человеку
откуп* плата за что-то

1.Где жили старик со старухой?
2.Сколько лет они жили вместе?
3.Чем занимался старик?
4.Чем обычно занималась старуха?
5.Сколько раз старик закидывал невод?
6.Кого поймал старик в третий раз?
7.О чём просила рыбка старика?

8.Как поступил старик с рыбкой?
9.Кому рассказал старик про великое чудо?
10.Что ответила старуха?

11.Что пожелала старуха?
12.Кто выполнил её желание?
13.Что пожелала старуха во второй раз?

14.Какую избу получила старуха?
15.Что сказала старуха старику?
16. Что пожелала старуха третий раз?

17.Что попросил старик у рыбки?
18. Кого увидел старик, когда вернулся домой?

19. Где стал служить старик?
20. Кем захотела быть старуха?
21. К кому отправился старик?

22. Кого увидел старик, в царских палатах?
23. Как встретила старуха мужа?
24. Кто смеялся над стариком?

25. Какое последнее желание было у старухи?

Слова из сказки

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Чему учит эта сказка?
Кем была рыбка для старухи?
Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Как менялось море, когда к рыбке приходил старик с просьбой?

Русские народные песни

1.   СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ

Воинская служба во все времена и у всех народов была и остаётся почётным долгом. Есть такая профессия «Родину защищать». Ведь защищать свою землю, свой дом, свою семью от врагов больше-то и некому.

– Солдатушки, бравы ребятушки,
     Где же ваши деды?
     – Наши деды – славные победы,
     Вот где наши деды!
          – Солдатушки, бравы ребятушки,
          Где же ваши отцы?
          – Наши отцы – русски полководцы,
          Вот где наши отцы!
     – Солдатушки, бравы ребятушки,
     А где ваши матки?
     – Наши матки – белые палатки!
     Вот где наши матки.
          – Солдатушки, бравы ребятушки,
          Где же ваши сёстры?
          – Наши сёстры – пики (штыки), сабли остры,
          Вот где наши сёстры!
     – Солдатушки, бравы ребятушки,
     Где же ваши жёны?
     – Наши жёны – пушки заряжёны,
     Вот где наши жёны!
          – Солдатушки, бравы ребятушки,
          Где же ваши детки?
          – Наши детки – пули наши метки,
          Вот где наши детки!
     – Солдатушки, бравы ребятушки,
     Где же ваша слава?
     – Наша слава – Русская держава,
     Вот где наша слава!
          – Солдатушки, бравы ребятушки,
          Где же ваша сила?
          – Нашу силу на груди носили –
          Крест – вот наша сила!

2. Ой, то не вечер, то не вечер…

Русская народная песня

Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.

Мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.

А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать,
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.

Как налетели ветры злые
Со восточной стороны,
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.

Ой, то не вечер. то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось,
Ох, да во сне привиделось.

Музеи: художники — передвижники

Что такое музей?

Музейон Эллады – храм, посвящённый девяти олимпийским богиням, дочерям Зевса и Мнемозины, богини памяти. Первые музеи в нашей стране появились в Санкт-Петербурге.

Крупные коллекции произведений искусства, памятников старины, археологических находок, существовали и раньше, складывались в Москве и провинции, в домах просвещённых и богатых дворян, в монастырях и церквях. По почину Петра Великого в жизнь Российской империи вошли и музеи… К началу XX в. насчитывалось более 150 публичных музеев разного уровня и профиля. Несколько десятков закрытых – воинских комнат боевой славы. Создание и развитие музеев было вызвано чувством патриотизма и потребности системы образования, стало стимулом воспитания и просвещения людей. Музеи стали воплощением исторической памяти не только русского, но и других народов России.

Значит, экспонат, коллекция, музей – это миг вечности [Петров Г. Миг вечности. – СПб. –Издательство «Logos». – 2005].

Товарищество подвижных выставок

Первое собрание членов Товарищества передвижных художественных выставок состоялось
16 декабря 1870 года. Было определено время и место первой выставки
(Петербург – осень 1871 г.)

Цель: «Товарищество имеет целью устройство, с надлежащего разрешения передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Итак, 28 ноября 1871 года Первая передвижная выставка открылась в залах Академии. Потом переехала в Москву. Из Москвы была перевезена в Киев, затем в Харьков. … Так началась слава передвижников. Их целью было искусство правдивое, национальное, способное пробудить сознание народа, отторгнутого от культуры. Благодаря принципу передвижения выставок реалистичное искусство узнали сотни тысяч зрителей огромной страны [Гомберг-Вержбинская Э. Передвижники. – Лен. изд. «Искусство». – 1970]. 

2. Подготовьте презентацию о одном их художников-передвижников.

Реферат по статье Д.К. Ушинского

Статья К.Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка

  • Реферат-обзор - один из видов реферата, который строится на основе нескольких источников (статей, словарей, справочников), посвящённых одной проблемной теме. Цель такого реферата – показать, как решается данная проблема в науке.

Темы рефератов

  1. Дидактические приёмы К.Д. Ушинского при обучении отечественного русского языка (три цели).
  2. Развитие дара слова посредством сочинений при обучении отечественному русскому языку.
  3. Особенности выполнения упражнений самостоятельно при обучении отечественному русскому языку.
  4. Главная цель наглядности в обучении отечественному русскому языку.
  5. Самостоятельность, систематичность и логичность при обучении отечественному русскому языку.
  6. Методика устных и письменных упражнений при обучении отечественному русскому языку.
  7. Отечественный язык – язык народной мысли: как не ослабить желание изучать родной язык.
  8. Польза освоения грамматики при обучении отечественному русскому языку.
  9. Грамматическое правило как вывод из наблюдений над языком.
  10. Упражнения по синтаксису и этимологии – фундамент к освоению грамматики.
  11. Разумная логическая система и чувственность – залог успешного обучения отечественному языку.

Стили и типы речи.

Типы речи

2. Описание – тип текста, который состоит в более или менее развёрнутом указании признаков предметов и явлений.
Описание – это изображение отдельных предметов, сравнительное изображение двух предметов (или одного предмета в разных условиях). Описание может быть художественным, образным и научным, строгим «деловым».

Композиция описания:
а) общее впечатление о описываемом, что-то о нём сообщается;
б) раскрываются признаки предмета.

Описание – это подготовительный этап для научного объяснения, которое связано с описанием (см. https://russian-teacher.ru/2023/09/03/стили-речи/ текст №3).

Объяснение предполагает инференцию (inference; infer «выводить», «заключать») Инференция – это способность получать выходные данные в процессе обработки информации. Делать умозаключение на основе силлогизма*.
Силлогизм – это логическая система дедукции*, когда из двух суждений, содержащих общие условия следует вывод, заключение. Силлогизм состоит из трёх суждений: двух посылок (суждений или аргументов) и умозаключения (вывода).

(Аристотель 384-322 до н. э.)

"Исключительное изучение грамматики не развивает дара слова; отсутствие грамматики не даёт дару слова грамотности и сознательности. Следовательно, то и другое необходимо"

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский; ред. А. И. Пискунов. – Москва : Педагогика, 1974. – Том 2. Проблемы русской школы. – 439 с. С. 263

2. Выполните задания

  1. На этой дороге мы увидели необычайный феномен.
    По дороге медленно катился огромный шар из клубов пара. На морозе пар превращался в иней, который составлял как бы внешнюю подвижную оболочку шара. Лунный свет отражался на сверкающих кристаллах инея и давал радужные ореолы. Позади шара тянулся хвост из снежных хлопьев. (А. Беляев «Человек-термо»)
  2. Лошадь была так необычайно худа, что можно было легко пересчитать у нее все ребра. Разбитые ноги опухли в коленных суставах и искривлены. Голова печально опущена, нижняя отвисшая губа шевелилась, словно кляча шептала, жалуясь на свою судьбу. На кляче восседал никому не известный мальчик-жокей, босоногий, в красной ситцевой рубахе.
  3. Посредине «ковра» площадью несколько сот квадратных метров я увидел небольшой крест, как мне показалось. Когда мы подошли к нему ближе, оказалось, что одна «крестовина» представляла собой щель в ковре, а другая – повернутый поперек щели болт, сидящий на стержне. От этого центрального креста расходились во все стороны скобы, несколько напоминающие дверные ручки. (А. Беляев «Ковёр-самолёт»)

www.titiqaqa.ru

Фото № 1
Фото № 2 Яйцо динозавра
Фото № 3
Фото №4
Фото №5
Фото №6

Фото №7

Фото № 8

Фото №9

Фото № 10
Читаем о России по-русски. Хрестоматия/Катаева М.Б. и др. – 3-е изд. – СПб: "Златоуст", 2000. – 88с.

Искусство и культура: произведение искусства как хранитель культурно-исторического  знания

ЗАДАНИЕ: Прочитайте теорию. Напишите план. Расскажите по плану.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА 

Искусство практически-духовное освоение мира обществом, человеком.

Искусство имеет деятельностный характер, в процессе которого человек осваивает мир с целью осознания прекрасного или безобразного.

Искусство – это творческая деятельность. Всякая деятельность человека спровоцирована потребностью. Потребность ― внутренний побудитель активности.

Например, мораль и право,  удовлетворяют потребность в нормах поведения, наука ― в знаниях и т. д. Искусство удовлетворяет потребность человека в развитых формах чувственности.Искусство буквально записывает в теле культурно-исторический эмоциональный опыт.

Характерные черты искусства — образность и наглядность. В искусстве используются особые способы воздействия: слово, звук, цвет, форма, движение и т. п. Отражается чувственное отношение к окружающему миру,  которое обращено к эмоциям человека. Выражение и восприятие чувств носят субъективный характер.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Эстетическая – влияет на эмоции. Через эмоции  мы приходим к самопознанию.

Познавательная – связана с информацией. Произведения искусства показывают культурно – исторические и религиозные черты стран и народов, поэтому искусство источник знаний.

Коммуникативная – связана с общением людей через искусство и проявляется с помощью художественного произведения.

Ценностно-ориентирующая и воспитательная функции  взаимосвязаны, т.к. искусство воздействует на мировоззрение и поведение людей.

Компенсаторная – помогает преодолевать социальные и духовные проблемы, негативные переживания.

ВИДЫ ИСКУССТВА

Немецкий философ Ф. Шеллинг разделил искусство на идеальные и реальные. Идеальные выше реальных, а поэзию — высшей формой художественного творчества.

Виды искусства основаны на средствах выражения художественного образа:

Временные виды – действие связано со временем. Это литература и музыка.

Пространственные виды связаны с пространственным построением образов. Это живопись, архитектура, скульптура и др.

Пространственно-временные. Это театр, цирк, эстрада, кинематограф и др.

Виды искусства основаны на социологическом признаке:

Элитарное – отличается высокой сложностью форм и содержания.

Народное — коллективного творчества многих поколений людей, отличительная черта анонимность.

Массовое – создается для представителей всех слоев общества. Его основные черты – общедоступность, коммерческий характер, занимательность, серийность.

Создать универсальную классификацию невозможно, потому что искусство динамично развивается.

В каждом виде искусства своя система жанров: в литературе – эпос, лирика и драма; в изобразительном искусстве— портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина.

В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные и инструментальные), содержанию (лирические, эпические и драматические), месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные и др.).

Домашнее задание

 По плану расскажите теорию и приведите примеры к видам искусства в России.

Научный стиль речи. Реферат. Реферативные клише

Реферат – это самостоятельное скрупулёзное исследование имеющейся информации. Используется метод анализа и синтеза.

Реферат: Краткое точное изложение содержания первичного документа в текстовой форме, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.

Доклад – это устный и письменный отчёт.

Например, доклад о проделанной работе.

Различия между рефератом и докладом:

Клише для реферата

* Колесова, Д.В. Здравствуйте, коллеги!: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Д.В. Колесова, К.А. Щукина. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2021. — 112 с.

Задание

  1. Напишите реферат на Текст №3 http://russian-teacher.ru/2023/09/03/стили-речи/
    Определите замысел (идею), тему, объект и предмет научного текста; сделайте вывод по исследованию, используйте клише.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Структура реферата:

Основная часть
– Может быть представлена в виде глав. Глава может состоять из нескольких параграфов. Параграфы обычно соответствуют задачам. Каждая глава начинается с нового листа. Каждая глава должна раскрывать определённую часть темы реферата, а в целом – всю тему. Реферат оценивается от степени раскрытия темы, то есть достижения поставленной цели.

Оформление титульного листа ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Домашнее задание

Напишите реферат на общую проблему по двум или трём научным текстам.

Колесова, Д.В. Здравствуйте, коллеги! : учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Д.В. Колесова, К.А. Щукина. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2021. — 112 с.