Музейон Элла́ды – храм, посвящённый девяти́ олимпи́йским боги́ням, дочеря́м Зе́вса и Мнемози́ны, боги́ни па́мяти. Пе́рвые музе́и в на́шей стране́ появи́лись в Санкт-Петербу́рге.
Кру́пные колле́кции произведе́ний иску́сства, па́мятников старины́, археологи́ческих нахо́док, существова́ли и ра́ньше, скла́дывались в Москве́ и прови́нции, в дома́х образо́ванных и бога́тых дворя́н, в монастыря́х и церквя́х. Благодаря́ Петру́ Вели́кому в жизнь Росси́йской импе́рии вошли́ и музе́и… К нача́лу XX в. ста́ло бо́лее 150 публи́чных музе́ев ра́зного у́ровня и про́филя. Не́сколько деся́тков закры́тых – во́инских ко́мнат боево́й сла́вы. Музе́и – э́то истори́ческая па́мять не то́лько ру́сского, но и други́х наро́дов Росси́и.
Экспонат, коллекция, музей – это миг вечности[Петров Г. Миг вечности. – СПб. –Издательство «Logos». – 2005].
Цель: Цели товарищества передвижных художественных выставок: а) дать всем желающим познакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развивать любовь к искусству в обществе; в) найти покупателей для картин художников, которые выставлялись на выставке.
Ита́к, 28 ноября́ 1871 го́да Пе́рвая передвижна́я вы́ставка откры́лась в за́лах Акаде́мии. Пото́м перее́хала в Москву́. Из Москвы́ была́ перевезена́ в Ки́ев, зате́м в Ха́рьков. … Так начала́сь сла́ва передви́жников. Их це́лью бы́ло иску́сство правди́вое, национа́льное, спосо́бное пробуди́ть созна́ние наро́да, отто́ргнутого от культу́ры. Благодаря́ при́нципу передвиже́ния вы́ставок реалисти́чное иску́сство узна́ли со́тни ты́сяч зри́телей огро́мной страны́ [Гомберг-Вержбинская Э. Передвижники. – Лен. изд. «Искусство». – 1970].
ПередвижникиИлья Репин «Бурлаки на Волге»Василий Перов «Тройка»Василий Перов «Портрет писателя Достоевского»Константин Маковский «Свидание»Иван Крамской «Портрет писателя Толстого»Иван Крамской «Неизвестная»Абрам Архипов «Женщина в красном»За период существования Товарищества (с 1870 по 1923 годы) группа менялась. Организатором и предводителем был Иван Крамской. Первый состав 14 человек: Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов.
2. Подготовьте презентацию о одном их художников-передвижников.
Рекомендации для приготовления презентации. 1) Презентация может быть в любой форме: мультимедийная, с показом слайдов; рассказ о художнике и демонстрация фото (его портрет, картины); формат 3d музей с показом картин художника. 2) Презентовать одного художника-передвижника (не более 5-7 минут). В презентации: когда родился / умер, можно сказать, сколько лет прожил и что создал за эти годы; где жил; интересные факты из жизни. Показать картины, которые интересные, известные или Вам лично понравились. 3) Старайтесь рассказывать, пользуясь планом.
Статья К.Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский; ред. А. И. Пискунов. – Москва : Педагогика, 1974. – Том 2. Проблемы русской школы. – 439 с.
1. Прочитайте статью К.Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка».
2. Составьте вопросы по первой цели, по второй и по третьей. Из ответов должен получиться рассказ.
3. Напишите реферат-обзор* по статье Ушинского на одну из предложенных тем.Дополнительно используйте словари, справочники. Укажите литературу, которую вы использовали в библиографическом списке к реферату
Реферат-обзор - один из видов реферата, который строится на основе нескольких источников (статей, словарей, справочников), посвящённых одной проблемной теме. Цель такого реферата – показать, как решается данная проблема в науке.
Для написания реферата нужно:
▶️ Выбрать тему. ▶️ Определить объект и предмет. ▶️ Обозначить проблемный (-ые) вопрос(-ы). ▶️ Изучить, как эта проблема рассматривается другими специалистами (необходимо обращзаться только проверенным источникам). Составить список литературы (не меньше трёх). ▶️ Составить план. ▶️ Сначала написать общее по теме (объект), затем – по узкой теме (предмет), показав отличия. Передать информацию основного источника (в данном случае статья К.Д. Ушинского). ▶️ Сделать вывод согласно аргументам.
Темы рефератов
Дидактические приёмы К.Д. Ушинского при обучении отечественного русского языка (три цели).
Развитие дара слова посредством сочинений при обучении отечественному русскому языку.
Особенности выполнения упражнений самостоятельно при обучении отечественному русскому языку.
Главная цель наглядности в обучении отечественному русскому языку.
Самостоятельность, систематичность и логичность при обучении отечественному русскому языку.
Методика устных и письменных упражнений при обучении отечественному русскому языку.
Отечественный язык – язык народной мысли: как не ослабить желание изучать родной язык.
Польза освоения грамматики при обучении отечественному русскому языку.
Грамматическое правило как вывод из наблюдений над языком.
Упражнения по синтаксису и этимологии – фундамент к освоению грамматики.
Разумная логическая система и чувственность – залог успешного обучения отечественному языку.
Выделяют социально значимые сферы общения. В соответствии с этим выделяют функциональные стили русского языка. — художественный (художественная литература); — официально-деловой (документы); — публицистический (статьи в интернете, в газетах и журналах для широкой публики); — научный (научные статьи, доклады, рефераты, диссертации, таблицы); — разговорно-бытовой.
Особые признаки научного стиля
Научный стиль – это язык науки, который отличается логикой. Выводы делаются из аргументов. Научный стиль – это в основном письменная речь (рефераты, диссертации, научные статьи, тезисы), но может быть и устная (научный доклад, лекция).
Признаки: — точность (термины); — обобщённость (таблицы, схемы, графики, чертежи); — особая грамматика (причастия, существительные среднего рода, местоимение «мы», а не «я» и т.д. — сокращения.
Типы речи
1.Повествование – рассказывает о событиях. Такие тексты включают завязку (начало действия), развитие действия, кульминацию (наиболее важный момент в развитии действия) и развязку (конец действия). Последовательность событий может нарушаться. В большей степени используется глагол. Примером текста является биография, сюжет произведения, рассказ об истории создания чего-то (романа, исследования).
2.Описание – тип текста, который состоит в более или менее развёрнутом указании признаков предметов и явлений. Описание – это изображение отдельных предметов, сравнительное изображение двух предметов (или одного предмета в разных условиях). Описание может быть художественным, образным и научным, строгим «деловым».
Композиция описания: а) общее впечатление о описываемом, что-то о нём сообщается; б) раскрываются признаки предмета.
Задание Прочитайте фрагменты из рассказов научного фантаста А. Беляева. Объясните какой тип речи в этих эпизодах?
На э́той доро́ге мы уви́дели необыча́йный фено́мен. По доро́ге ме́дленно кати́лся огро́мный шар из па́ра. На моро́зе пар превраща́лся в иней кото́рый составля́л как бы вне́шнюю оболо́чку ша́ра. Лу́нный свет отража́лся на криста́ллах и́нея. Позади́ ша́ра тяну́лся хвост из сне́жных хло́пьев.(А. Беляев «Человек-термо»)
Ло́шадь была́ так необыча́йно худа́я. Разби́тые опу́хшие но́ги искривлённые Голова печа́льная и опу́щенная, ни́жняя отви́сшая губа́ шевели́лась, сло́вно она жа́ловалась на свою́ жизнь. На ней сидел никому́ не изве́стный ма́льчик-жоке́й, босоно́гий, в кра́сной руба́шке.
Объяснение предполагает инференцию (inference; infer «выводить», «заключать») Инференция – это способность получать выходные данные в процессе обработки информации. Делать умозаключение на основе силлогизма*. Силлогизм – это логическая система дедукции*, когда из двух суждений, содержащих общие условия следует вывод, заключение. Силлогизм состоит из трёх суждений: двух посылок (суждений или аргументов) и умозаключения (вывода).
(Аристотель 384-322 до н. э.)
3. Рассуждение – тип текста, в котором присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы (примеры, доказательства) и вывод.
Например.
"Исключительное изучение грамматики не развивает дара слова; отсутствие грамматики не даёт дару слова грамотности и сознательности. Следовательно, то и другое необходимо"
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский; ред. А. И. Пискунов. – Москва : Педагогика, 1974. – Том 2. Проблемы русской школы. – 439 с. С. 263
⬇️
ПОСЫЛКИ (суждения): 1) Изучение только грамматики не развивает речь. 2) Если не изучать грамматику, то речь будет не грамотной. Умозаключение: Необходимо изучать грамматику и развивать речь.
2. Выполните задания
1) Дайте объяснения терминам: словарь, буква, текст, предложение, окончание, звук. В ответе должны быть три основные составляющие: что есть что что какое что для чего
Например, пульт – это дистанционное устройство для управления телевизором.
1) Найдите умозаключение в системе русского языка или в другой научной сфере
Примеры: I. В синтаксисе русского языка. ПОСЫЛКИ (суждения): 1) Союз потому что в сложном предложении указывает на причину. 2) От главной части предложения к зависимой ставим вопрос почему? Умозаключение: Это предложение сложноподчинённое с придаточным причины.
II. В физике. ПОСЫЛКИ (суждения): 1) Все звёзды излучают энергию. 2) Солнце – это звезда. Умозаключение: Солнце излучает энергию.
III. В естественной науке. ПОСЫЛКИ (суждения): 1) Все рыбы – это живые существа. 2) Все караси – это рыбы. Умозаключение: Все караси – это живые существа.
IV. В языкознании. ПОСЫЛКИ (суждения): 1) Славянские языки очень похожи. 2) Русский и болгарские языки – славянские языки. Умозаключение: Русский и болгарский языки очень похожи.
2) Сделайте описание фото из музея «Титикака». Придумайте название. (используйте научное описание, не более 5-6 предложений)
ЗАДАНИЕ: Прочитайте теорию. Напишите план. Расскажите по плану.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА
Искусство – практически-духовное освоение мира обществом, человеком.
Искусство имеет деятельностный характер, в процессе которого человек осваивает мир с целью осознания прекрасного или безобразного.
Искусство – это творческая деятельность. Всякая деятельность человека спровоцирована потребностью. Потребность ― внутренний побудитель активности.
Например, мораль и право, удовлетворяют потребность в нормах поведения, наука ― в знаниях и т. д. Искусство удовлетворяет потребность человека в развитых формах чувственности.Искусство буквально записывает в теле культурно-исторический эмоциональный опыт.
Характерные черты искусства — образность и наглядность. В искусстве используются особые способы воздействия: слово, звук, цвет, форма, движение и т. п. Отражается чувственное отношение к окружающему миру, которое обращено к эмоциям человека. Выражение и восприятие чувств носят субъективный характер.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
Эстетическая – влияет на эмоции. Через эмоции мы приходим к самопознанию.
Познавательная – связана с информацией. Произведения искусства показывают культурно – исторические и религиозные черты стран и народов, поэтому искусство источник знаний.
Коммуникативная – связана с общением людей через искусство и проявляется с помощью художественного произведения.
Ценностно-ориентирующая и воспитательная функции взаимосвязаны, т.к. искусство воздействует на мировоззрение и поведение людей.
Компенсаторная – помогает преодолевать социальные и духовные проблемы, негативные переживания.
ВИДЫ ИСКУССТВА
Немецкий философ Ф. Шеллинг разделил искусство на идеальные и реальные. Идеальные выше реальных, а поэзию — высшей формой художественного творчества.
Виды искусства основаны на средствах выражения художественного образа:
Временные виды – действие связано со временем. Это литература и музыка.
Пространственные виды связаны с пространственным построением образов. Это живопись, архитектура, скульптура и др.
Пространственно-временные. Это театр, цирк, эстрада, кинематограф и др.
Виды искусства основаны на социологическом признаке:
Элитарное – отличается высокой сложностью форм и содержания.
Народное — коллективного творчества многих поколений людей, отличительная черта анонимность.
Массовое – создается для представителей всех слоев общества. Его основные черты – общедоступность, коммерческий характер, занимательность, серийность.
Создать универсальную классификацию невозможно, потому что искусство динамично развивается.
В каждом виде искусства своя система жанров: в литературе – эпос, лирика и драма; в изобразительном искусстве— портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина.
В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные и инструментальные), содержанию (лирические, эпические и драматические), месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные и др.).
Рефера́т. Заимств. во второй половине XIX в. из нем. яз., где Referat — суф. производное от лат. referre «докладывать». Реферат буквально — «доклад».
Чем реферат отличается от доклада?
Реферат – это самостоятельное скрупулёзное исследование имеющейся информации. Используется метод анализа и синтеза.
Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов
Реферат: Краткое точное изложение содержания первичного документа в текстовой форме, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
Например, по статье (информативный), по нескольким текстам, объединённым общей проблемой (обобщённый) или по общей теме.
– структура: титульный лист, оглавление, введение, теоретическая и практическая главы, заключение, список литературы и приложения.
Доклад – это устный и письменный отчёт.
Например, доклад о проделанной работе.
– структура: для устного доклада: введение, основной текст, заключение;
для письменного доклада: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы.
Различия между рефератом и докладом:
Во-первых, объемом. В реферате больше. Во-вторых, реферат имеет чёткую структуру и последовательность; доклад пишется в свободной форме. В-третьих, доклад можно излагать устно, а реферат – это исключительно письменная работа.
Цель доклада – озвучить информацию.
Цель реферата – кратко резюмировать материал, анализировать и синтезировать, сопоставив информацию из разных проверенных источников.
Клише для реферата
Соедините глаголы / краткие причастия в левом столбце с существительными в правом. В каких формах могут использоваться глаголы?
проблема развитие деятельность воздействие метод особенности тенденции причины результаты итоги факты описание представление оценка теория предмет содержание план принципы идеи процесс влияние взаимодействие зависимость теория тезис выводы способы опыт данные явление особенности система
* Колесова, Д.В. Здравствуйте, коллеги!: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Д.В. Колесова, К.А. Щукина. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2021. — 112 с.
Задание
Напишите реферат на Текст №3 http://russian-teacher.ru/2023/09/03/стили-речи/ Определите замысел (идею), тему, объект и предмет научного текста; сделайте вывод по исследованию, используйте клише.
Текст: — шрифт – Times New Roman, размер – 14 пт., цвет – чёрный (авто) — интервал — 1,5 в редакторе Word — интервалы между абзацами не допускаются — каждый абзац начинается с красной строки, т.е. делается абзацный отступ.
Структура реферата:
– Титульный лист (образец). – Оглавление. – Введение (1-2-3 стр.). – Основная часть включает в себя главы (с параграфами) или разделы. В тексте реферата слово «основная часть» не пишется. – Заключение. – Список использованных источников и литературы. – Приложения* (если есть).
Нумерация страниц начинается с 3-й страницы (Введение), нумерация начинается с цифры «3»
Введение – Во введении необходимо аргументировать актуальность выбранной темы, т.е. показать её современность и значимость (в том числе, возможно, и для автора). Дать краткий обзор использованных источников и литературы. Далее необходимо сформулировать цель работы и определить задачи для её достижения.
Основная часть – Может быть представлена в виде глав. Глава может состоять из нескольких параграфов. Параграфы обычно соответствуют задачам. Каждая глава начинается с нового листа. Каждая глава должна раскрывать определённую часть темы реферата, а в целом – всю тему. Реферат оценивается от степени раскрытия темы, то есть достижения поставленной цели.
Заключение – Важнейшая составная часть реферата. В нем кратко подводятся основные выводы и результаты теоретического исследования, возможны рекомендации для дальнейшего исследования.
Список литературы – В него входит название тех источников и литературы, которые изучались при написании реферата. Он составляется в алфавитном порядке и нумеруется. В списке должна быть указана научная литература (не менее 5 наименований). Учебная литература может быть использована, но она не может быть основой для подготовки реферата.
Приложения – В Приложении даются иллюстрации, таблицы или тесты, опросы, анкеты. Приложения оформляют как продолжение реферата на последующих листах, в общий объём реферата они не включаются.
Оформление титульного листа ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Напишите реферат на общую проблему по двум или трём научным текстам.
1. Какова общая тема? 2. Есть ли общая идея? 3. Высказываются ли противоположные мнения? 4. Можно ли сформулировать общий вопрос, ответом на который будут предложенные тексты/высказывания? 5. Был ли особый принцип, по которому выбирались авторы данных текстов? Повлияло ли на точку зрения авторов то, что все они — жители Татарстана? А их профессия? 6. Что вы сами думаете по поводу обсуждаемой темы? Совпадает ли ваше мнение с одним из приведённых, или у вас другая точка зрения? Почему? *
* Колесова, Д.В. Здравствуйте, коллеги! : учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Д.В. Колесова, К.А. Щукина. — Санкт-Петербург : Златоуст, 2021. — 112 с.
1. Прочитайте три текста и определите литературный стиль каждого, аргументируйте свой ответ (назовите признаки, которые указывают на стилевую принадлежность текстов). 2. Определите тему, идею (замысел), проблему, объект, предмет. Выявите целевое назначение прочитанных текстов.
Текст №1
Плащеносец. Она же – плащеносная акула. Акулы – самые коварные и кровожадные рыбы нашей планеты. Их существует великое множество видов и подвидов. Героиней этой статьи будет плащеносец. По-другому ее называют плащеносной акулой или гофрированной* акулой. Этот вид – один из редчайших в своем семействе. Ещё одна отличительная особенность плащеносца – это его древние корни на Земле. Ученые называют плащеносную акулу настоящим ископаемым животным, дожившим до наших дней. Считается, что возраст этого вида составляет 95 миллионов лет. Только представьте себе: эта рыба – свидетель событий, происходивших в позднем меловом периоде. Открытие вида принадлежит немецкому исследователю – Людвигу Додерлайну, обнаружившему плащеносца в 1879 году. Сначала очень трудно определить принадлежность данной рыбы к акульему семейству. Её тело похоже на морскую змею или угря. Голова имеет плоскую и широкую форму. Глаза крупные и круглые, что придаёт рыбе несколько злой вид. Зубов у плащеносца в пасти около 300, они расположены в несколько рядов. В области живота у рыбы расположены кожные складки, из-за которых ей так же дали название гофрированной акулы. Размеры у плащеносца очень большие: самки вырастают до 2-х метров в длину, а самцы – чуть более полутора метров. Цвет кожи акулы варьируется от темно-коричневого до серого. Акула-плащеносец имеет длинный хвост. Эта природная особенность строения организма помогает хищнице во время охоты. Строение тела плащеносца как нельзя лучше приспособлено для жизни на большой глубине. У акулы печень имеет очень большие размеры, она заполнена жирными кислотами, которые и позволяют рыбе удерживаться на большой глубине. Кроме этого, плащеносец имеет специальный «локатор» в виде боковой линии, который дает рыбе возможность даже при плохой видимости чувствовать приближение добычи. Питание гофрированной акулы состоит из кальмаров, костистых рыб. Охотится акула довольно резко, даже агрессивно. Потому некоторые ученые сомневаются в малоподвижном образе жизни существ, обитающих на больших глубинах. Иногда из пойманных рыб делают рыбную муку – это единственное их промышленное назначение. (Интернет-ресурс)
Текст №2
Л.Н. Толстой
Акула
Наш кора́бль стоя́л у бе́рега А́фрики. День был прекра́сный, с мо́ря дул све́жий ве́тер; но к ве́черу пого́да измени́лась. Пе́ред зака́том со́лнца капита́н вы́шел на па́лубу, кри́кнул: «Купа́ться!» — и в одну́ мину́ту матро́сы попры́гали в во́ду, а в па́русе устро́или купа́льню. На корабле́ с на́ми бы́ло два ма́льчика. Ма́льчики пе́рвые попры́гали в во́ду, но им те́сно бы́ло в па́русе, и они́ ста́ли пла́вать кто быстрее в откры́том мо́ре. Оди́н ма́льчик снача́ла перегна́л това́рища, но пото́м стал отстава́ть. Оте́ц ма́льчика стоя́л на па́лубе. Когда́ сын стал отстава́ть, оте́ц кри́кнул ему́: Не выдава́й! Постара́йся! Вдруг кто-то кри́кнул: «Аку́ла!» — и все мы увида́ли в воде́ спи́ну морско́го чудо́вища. Аку́ла плыла́ пря́мо на ма́льчиков. — Наза́д! Наза́д! Верни́тесь! Аку́ла! — закрича́л оте́ц. Но ребя́та не слы́шали его́, плы́ли да́льше, смея́лись и крича́ли ещё веселе́е и гро́мче пре́жнего. Артиллери́ст не шевели́лся и смотре́л на дете́й. Матро́сы спусти́ли ло́дку и понесли́сь к ма́льчикам; но они́ бы́ли ещё далеко́ от них, когда́ аку́ла уже́ была́ ря́дом. Ма́льчики снача́ла не вида́ли аку́лы; но пото́м мы все услыха́ли пронзи́тельный крик, и ма́льчики поплы́ли в ра́зные сто́роны.
Крик э́тот как бу́дто разбуди́л отца́-артиллери́ста. Он побежа́л к пу́шкам. Разда́лся вы́стрел, и мы увида́ли, что он упа́л о́коло пу́шки и закры́л лицо́ рука́ми. Что ста́ло с аку́лой и с ма́льчиками, мы не вида́ли и́з-за ды́ма. Но когда́ ды́ма не ста́ло, со всех сторо́н слы́шался гро́мкий, ра́достный крик. Оте́ц откры́л лицо́, подня́лся и посмотре́л на мо́ре. На волна́х лежа́ло жёлтое те́ло мёртвой аку́лы. В не́сколько мину́т ло́дка привезла́ ма́льчиков на кора́бль.
Текст № 3
О поимке глубоководной акулы chlamydoselachus anguineus (плащеносная)
Долганов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник, e-mail: vndolganov@mail.ru.
Плащеносная акула Chlamydoselachus anguineus Garman, 1884 широко распространена в теплых и умеренных водах Мирового океана, однако встречается довольно редко и морфометрических данных для сравнения акул из различных регионов крайне мало. Она обитает у материковых и островных склонов на глубинах 20–1500 м, изредка поднимаясь и к поверхности. В июне 1979 г. во время экспедиции НПС «Мыс Тихий» в район Императорского (Северо-Западного) подводного хребта над подводной горой Кинмей была впервые поймана взрослая самка Chlamydoselachus anguineus (см. рисунок). В ее желудке обнаружена колючая акула Etmopterus villosus, которая также была неизвестна для этого района. Описание. Тело сильно удлинённое с маленькой уплощенной головой. Спинной плавник один, расположен над анальным плавником. Хвостовой плавник без выемки, с заостренной вершиной. Грудные, брюшные и анальный плавники округлые. Рыло заостренное с почти конечным ртом. Предротовые губные бороздки отсутствуют. Глаза без мигательной перепонки с овальными горизонтальными зрачками. Ноздри расположены немного позади начала рта, без добавочных лопастей. Жаберных щелей 6. Они большие, с широкими перепонками. Перепонки 1-й пары жаберных щелей соединяются снизу, образуя складку на горле. Боковая линия открытого типа. Сейсмосенсорная система головы с ней не соединяется. Тело полностью покрыто мелкими шипиками, значительно увеличенными вокруг рта. Ротовая полость, глотка и жаберные дуги ошиплены. Коронки зубов трехвершинные, «вилообразные». Серии зубов широко расставлены, действующих зубов в серии 7. Туловищные позвонки почти одинаковые в размерах. Полностью обызвествлены только 14 передних позвонков, у остальных обызвествлена лишь их центральная часть. Обызвествление предхвостовых позвонков (и особенно хвостовых) крайне слабое.
Измерения пойманной акулы (мм). Расстояние от конца рыла: до спинного плавника 772, до хвоста 970, до грудных плавников 197, до брюшных плавников 655. Длина рыла: до глаз 38, до ноздрей 18. Длина головы: до 1-й жаберной щели 132, до 6-й жаберной щели 203. Горизонтальный диаметр глаза 17,5. Расстояние между глазами 68, между ноздрями 41. Длина жаберных щелей: первой 64, третьей 57, шестой 51. Ширина рта 85, высота 83. Длина основания плавников: спинного 160, брюшного 111, анального 150. Высота плавников: спинного 32, брюшного 51, анального 46. Длина: переднего края грудных плавников 120, верхней лопасти хвостового плавника 376, нижней лопасти 115. Расстояния: от конца основания спинного плавника до хвоста 44; от начала грудного плавника до начала брюшного 450; от конца основания брюшного плавника до начала анального 25, от конца основания анального плавника до начала хвоста 6. Туловищных позвонков 72, позвонков хвостового стебля 28, хвостовых 75. Количество оборотов спирального клапана кишечника 42. Зубная формула: верхняя челюсть 13–13, нижняя 13–1–13. Окраска сверху темно-коричневая, снизу светлее. В желудке обнаружен самец акулы Etmopterus villosus длиной 45 см, проглоченный с головы. Поимка этого глубоководного вида в пелагиали Императорского (Северо-Западного) подводного хребта позволяет расширить представления о его ареале, морфологии и пищевой стратегии.
(Долганов В.Н. О поимке глубоководной акулы chlamydoselachus anguineus (плащеносная) на Императорском (северо-западном) подводном хребте. – Известия ТИНРО.– 2018. Т. 194(3). – С. 68-69. https://doi.org/10.26428/1606-9919-2018-194-68-69)
1. Прочитайте слова. Изучите перевод новых слов. Повторите каждое слово по десять раз с ударением. Read the words. Study the translation of the new words. Repeat each word ten times with emphasis.
Благода́рность
La gratitude
Gratitude
感谢
ле́то ( сущ. ср. р.) / ле́тний (прил.)
l’été
summer
夏季
нахо́дится (гл., он 3-е лицо, наст.) / находи́ться (infinitive)
(il) est
to be
在
далеко́ (наречие)
loin
far away
外地
могу́ (гл. я, 1-е лицо)/ мочь (infinitive)
peut
can
我可以做到这一点。
свой дом = мой дом (мест.)
ma maison
my
我家
(за) го́родом (сущ. Т.п. (5)/ го́род
hors de la ville
outside the city
郊外
расте́ния (сущ. множ.)
les plantes
plants
花木
посади́ла (гл. прош. время) / посади́ть (infinitive)
J’ai planté
planted
种了
полива́ть (гл.)
de l’eau
watering
浇水
регуля́рно (нареч.)
régulièrement
regularly
定期
прие́хала (гл. прош. ж.р.) / е́хать(infinitive)
est arrivé
arrive
达到
приходи́ла (гл. прош. ж.р.)/ приходи́ть (infinitive)
на сле́дующее утро (причастие, наст. вр.)— сле́дует (гл. 3 л.)
suivants
the next morning
第二天早上。
2. Прочитайте первый вариант текста. Read the first version of the text.
Я живу́ в Санкт-Петербу́рге. Мой ле́тний дом нахо́дится далеко́. Я не могу́ ча́сто е́здить в свой дом за го́родом. Весно́й я посади́ла но́вые расте́ния: четы́ре куста́ и три де́рева. Пото́м я верну́лась домо́й в го́род. Расте́ния на́до полива́ть регуля́рно. Моя́ сосе́дка иногда́ приходи́ла и полива́ла.
Че́рез ме́сяц я сно́ва прие́хала в мой дом. Бы́ло о́чень мно́го травы́. Мои́ кусты́ и дере́вья ре́дко полива́ли. Сад был запу́щен.
Покоси́ли траву́, поли́ли расте́ния. На сле́дующее у́тро оди́н куст на́чал цвести́. Бе́лые цветы́ на кусте́ бы́ли как чу́до… как благода́рность.
3. Прочитайте второй вариант рассказа. Переведите самостоятельно новые слова. Read the second version of the story. Translate the new words yourself.
Я живу́ в большо́м краси́вом го́роде Санкт-Петербу́рге. Мой за́городный ле́тний дом нахо́дится далеко́ от Санкт-Петербу́рга. Я не могу́ ча́сто е́здить в свой заго́родный дом, потому́ что у меня́ мно́го рабо́ты. Весно́й я посади́ла но́вые расте́ния в саду́: четы́ре куста́ и три де́рева. Пото́м я верну́лась домо́й в Санкт-Петербург, потому́ что меня́ жда́ли мои́ студе́нты. Расте́ния на́до полива́ть регуля́рно, и я проси́ла сосе́дку поливать мой сад. Она́ иногда́ приходи́ла и полива́ла.
Че́рез ме́сяц я сно́ва прие́хала в за́городный дом. Мои́ кусты́ и дере́вья бы́ли в плохо́м состоя́нии, потому́ что их ре́дко полива́ли, и бы́ло о́чень мно́го травы́. Сад был очень запу́щен! Мы покоси́ли траву́ и поли́ли деревья и кусты. На сле́дующее у́тро оди́н куст на́чал цвести́. Бе́лые цветы́ на кусте́ бы́ли как чу́до… как благода́рность. Расте́ния уме́ют говори́ть «спаси́бо».
С/со быть с кем-то être avec quelqu’un being with someone 和某人在一起 بودن با کسی: с другом (м.), с сестрой (ж.), с ним, с ней; есть с рисом (м.), с мясом (ср.), с окном (ср.).
Нравится картошка с мясом. Идти с другом.
За: за шкафом (м.), за мамой (ж.), за солнцем (ср.), за мной, за тобой, за ним, за ней.
Стоять за шкафом.
Перед: перед стулом (м.), перед школой (ж.), перед окном (ср.), передо мной, перед ним.
Стоять перед шкафом.
Под: под столом (м.), под землёй (ж.), под небом (ср.), под нами, под тобой, под ним.
Сидеть под стулом.
Между: между друзьями, между стульями, между нами, между ними.
Идти между подругами.
2. Напишите фразы без предлога, с предлогом С.
Модель: Анна была моей (кем?) подругой. — Я была с (с кем?) подругой Анной. Я тоже буду (кем?) архитектором. Я познакомился ( с кем?) с известным каким?архитектором.
Составьте диалог. Смотрите образец. Create a dialog. Look at the sample.
— (Кому?) Вам нравится (что?) салат (с чем?) с мясом и соусом? Do you like salad with meat and sauce? — Да, мне нравится салат с мясом и соусом. Yes, I like salad with meat and sauce.
4. Сравните (V) и (II) падежи
Составьте фразы, используйте (V) и (II) падежи. Compose phrases, use (V) and (II) cases. Модель: Я гуляю с другом. — Я гуляю без друга. I’m walking with a friend. — I’m going without a friend.
5. Упражнения.
5.1 Переведите новые слова. Составьте предложения. Traduisez de nouveaux mots. Faites des phrases. 翻译生词。 提出建议。Translate new words. Make suggestions. کلمات جدید را ترجمه کنید. ارسال پیشنهادات.
Образец: Я люблю рисовать мелом. Китайцы едят палочками.
Писать
ручкой (ж.), карандашом (м.)
Рисовать
мелом (м.), краской (ж.), тушью (ж.)
Измерять
линейкой (ж.), термометром (м.)
Чертить
циркулем (м.)
Резать
ножом (м.), ножницами, скальпелем (м.)
Есть
вилкой (ж.), ложкой (ж.), палочками
Чистить зубы
зубной щёткой (ж.)
Чистить одежду, обувь
щёткой (ж.)
Чистить ковёр
пылесосом (м.)
Расчёсываться
расчёской (ж.)
Мыть волосы
шампунем (м.)
Мыть руки
мылом (с.)
Мыть пол
тряпкой (ж.)
Вытирать(-ся)
полотенцем (с.)
Стирать
порошком (м.)
Шить
иголкой (ж.)
Гладить одежду
утюгом (м.)
Открывать
ключом (м.)
5.2 Пишите словосочетания (groupe de mots, word combination)
5.3 Пишите предложения. Откройте скобки. Используйте падеж № 5. 写建议。 打开括号。 使用数字5。Write suggestions. Open the brackets. Use No. 5. Ecrivez des suggestions. Ouvrez les parenthèses. Utilisez le numéro 5.
1. Я был в музее (с моим каким?лучшим другом). 2. Художник нарисовал картину (масляными краскиами). 3. Зубы чистят (зубной какой?щёткой и зубной какой?пастой). 4. Небольшое озеро находится за (седьмым каким?общежитием). 5. Все студенты написали контрольную работу (с ошибкиами). 6. После занятий мы (с подругаой) пойдём в магазин (за продуктами). 7. Я решил заниматься (настольным каким?теннисом и плаваниеем). 8. После университета я хочу работать (спортивный каким?врачом). 9. (Со мнойя) сидит мой лучший друг, который живёт (со я) в одной комнате. 10. Москва является (столицей) России. 11. Моя младшая сестра часто болеет (простудаой).
5.4 Прочитайте рассказ.
а) Ответьте на вопросы: Где учатся друзья? Чем они занимаются?
Мой друг
У меня́ есть друг. Его́ зову́т Ива́н. Мы с дру́гом у́чимся в институ́те. Я люблю́ с ним гуля́ть в па́рке, знако́миться с друзья́ми. С дру́гом мы хо́дим в кафе́. Там мы берём макаро́ны с сы́ром, сала́т с мя́сом и пьём чай с са́харом и с лимоном С дру́гом я учу́ ру́сский язы́к. Без него я не иду́ в столо́вую на за́втрак. За́втракать и обедать я люблю с другом. Там мы обычно берём хлеб с ма́слом и с сы́ром, ко́фе с молоко́м и пирожо́к. Я люблю́ пирожо́к с капу́стой, а он с карто́шкой. С Ива́ном я учу́сь в одно́й гру́ппе. Мы сиди́м за одно́й па́ртой. Неда́вно он е́здил домо́й к роди́телям. Мне бы́ло пло́хо без моего́ дру́га.
б) Составьте свой рассказ. Смотрите план.
План
Как меня зовут?
Как зовут моего друга?
Где мы учимся? ( где я учусь и где учится мой друг)
Где я живу?
Где живёт мой друг?
Чем я занимаюсь?
Чем занимается мой друг?
Что мы делаем вместе? а) ходим в ресторан ( что мы едим); б) в парк; в) в кино (театр).