1. Фонетическое упражнение №1 phonetic exercise №1
2. Фонетическое упражнение №2 phonetic exercise №2
2.1
2.2
2.3
Учебный сайт преподавателя
2.1
2.2
2.3
Правописание приставок.
Формулировка задания. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
об..ск, спорт..гра
пр..бой, пр..вратно (истолковать)
пр..нудил, пр..права
чере..чур, во..звал
с..ел (яблоко) б..ющий (в глаза свет)
ОТВЕТ: принудил приправа
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
Правописание приставок
Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
Первая группа приставок | Вторая группа приставок | Третья группа приставок – | ||||
за-, до-, на-, пере-, по-, над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с- и др. | это приставки на З-С
воз-//вос-, без-//бес-, вз-//вс-, из-//ис-, низ-//нис-, раз-//рас-, роз-//рос-, чрез-//чрес-//через- |
это приставки ПРИ-//ПРЕ- | ||||
пишутся в соответствии с морфологическим принципом, т.е. не изменяются на письме, хотя произносятся по-разному
врастать, входить, слегка, сдвинуть, сшить, дописать, нарисовать. |
пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С зависит от произношения.
|
правописание данных приставок зависит от смысла.
ПРИ- 1. Доведение действия до конца: прибить, принести. 2. Совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок (неполнота действия: чуть-чуть): приоткрыть, приостановить. 3. Приближение, прибавление, присоединение: приделать, прийти 4. Нахождение вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 5. Значение, близкое к приставке ДО — (иначе – «действие в своих целях, интересах): припрятать, приберечь. |
||||
безмолвный, безгласный, исследовать, излить, чересчур, чрезмерный, разобщить. | ||||||
Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями.
Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги. |
||||||
Примечание: приставки РОЗ-//РОС- зависят от ударения.
Например:: роспись – расписка, розыгрыш – разыгрывать. (Исключение: розыскной.) |
ПРЕ-
1. Высшая степень проявления качества или действия (= очень, весьма): премилый, пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (= перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие, достигающее предельной степени: превосходить. |
|||||
Примечание:
правописание гласных в приставках ПРО-//ПРА- зависит от значения, которое вносит данная приставка в слово: ПРО- многозначна и встречается часто: Например: проверен, прокормить, ПРА- употребляется редко, она указывает на древность, давность предмета: Например: прадедушка, праязык, праславянский, пращур. |
||||||
Напоминание (к группе приставок группы 2):
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С (звонкие — глухие) Всегда глухие: Ч, Щ, Ц, Х Всегда звонкие: Й, Л, М, Н, Р |
Запомните написание данных слов:
ПРИ- | ПРЕ- | ||
Прийти (но: придёшь)
Примирение Приключение Приглашение Пример Приготовить Приспособить Приобрести Пригодиться Привыкать Присмотреться Приказать (приказ) Присутствовать Примерять Придумать Природа Привередничать Привередливый Прибаутка |
Причина
Прилежный Приятный Прибор Притворяться Присягать (присяга) Приватный Привилегия Принципиальный Принцип Приоритет Примадонна Примитив Приспешник Прискорбный Привратник (около ворот) Притязание Притязательный Приличие |
Премьера
Преемственность Преобразование Превратить Прекратить Препятствие Преступление Преодолеть Презирать Презрение Президиум Президент Презумпция Прелестный Пресловутый Пресмыкающиеся Пресмыкаться Преминуть (упустить, забыть) Превратный (изменчивый, ложный) |
Преамбула
Прелюдия Превалировать Препозиция Прецедент Преткновение Прельстить Пренебрежение Пренебрегать Престиж Претендент Превентивный (предупреждающий, предохраняющий) Препирательство Светопреставление Прерогатива Препона Претензия |
Различайте по значению:
ПРИ- | ПРЕ- |
Придать = добавить: придать форму | Предать = выдать, изменить: предать друга
Предаваться (чему?) |
Притворить = закрыть: притворить дверь | Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь |
Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку | Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами |
Приступить = начать: приступить к работе | Преступить = нарушить: преступить закон |
Прибывать = приезжать: прибывать в город | Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе |
Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник | Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя |
Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость | Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные) |
Придел = часть храма | Предел = конец чего-то: предел терпения |
Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения | Презирать = не уважать: презирать лжеца
|
Привратник = человек около ворот: строгий привратник | Превратное = неверное: превратное мнение
|
Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу | Непреложный закон = нерушимый |
Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке | Препираться = спорить из-за мелочей |
Приставить что-либо к чему-либо | Преставиться = умереть (устар.) |
Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли | Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения
|
Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) | Преткнуться – споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения |
Примечание: в значении «получить что-либо сверх меры, очень надоесть, вызывать отрицательные эмоции» могут употребляться слова: пресытиться, пресыщаться, пресыщение; приесться, приедаться, прискучить.
Внимание: Глагол прискучить пишется с приставкой ПРИ, а прилагательное и наречие с тем же корнем при обозначении высшей степени пишутся с приставкой ПРЕ: прескучный, прескучно.
Правописание гласных букв И и Ы после приставок
Исключение: взимать.
Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт
ПОТРЕНИРУЕМСЯ:
Задание № 1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную
пр..вращение, пр..стиж
ра..хаживать, и..вержение
про..нформировать,
небез..звестный
пр..забавный, пр..годный
пр..искусный, пр..града
и..бежать, ни..падающий
об..грать, за..скивающий
не..правданный, р..зместить
пр..обретенье, пр..рост
в..лелеять, ра..спросить
дез..нформация, раз..скать
пред..стория, пост..мпрессионизм
4 .и..подтишка, не..говорчивый
пр..градить, пр..страстный
под..зрение, нез..бвенный
без..сходный, по..грать
чре..мерный, и..ход
ра..хваленный, ра..бить
пр..падать (к земле), пр..ломить
небез..звестный, контр..гра
з..умный, з..светло
Задание№2. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и
та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
п..никнуть, не..глядный
и..гнать, не..гораемый
пред..стория, сверх…нтересный
пр..слушиваться, пр..образователь
пр..обрел, пр..слушиваться
без..сходный, по..грать
во..местить, не..добровать
о..бросить, на..треснутый
ос..знавать, н..против
пр..обретение, пр..градить
бе..дыханный, ни..провержение
сверх..зысканно, пред..юньский
и..гнать, не..гораемый
и..мельчить, бе..пробудный
пр..беречь, пр..обретение
пр..добрый, пр..ступить (к делу)
пр…одолеть, пр…стыдить
пр…подавать, пр…вилегия
ра…лив, ра…сказать
чере…чур, ра…цвет
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Задание№1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и
та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..брежный, ни..падающий
пр..стыдить, пр..града пр..успевать, пр..плести по..кидывать, на..кусить
бе..культурье, ра..бросать
3.ра..секреченный, бе..прибыльный пр..способленный, пр..мудрый по..солнух, о..бросить, не..данный, и..ношенный пр..плясывать, пр..успевать
4.бе..прибыльный, бе..голосый не..данный, и..ношенный пр..добрый, гостепр..имный,пр..дедушка, с..гласие по..кидывать, на..кусить
5.гостепр..имный, пр..ломление правопр..емник, пр..морский пр..обрёл, пр..брежный, не…говорчивый, бе..голосый бе..помощный, в..дохнуть
Задание№2.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и (……. )нарёк местных жителей «индейцами». (2)Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент.(3) Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Несмотря на очевидную ошибку Колумба, назвавшего коренных жителей Америки индейцами, это название закрепилось за ними, хотя они отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.
2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».
3) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.
4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.
5) За коренными жителями Америки закрепилось общее название «индейцы», потому что так их назвал Колумб.
Ответ: ___________________________.
пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
На самом деле
Поэтому
Именно
Так
В связи с этим
Ответ: ___________________________.
Команда, -ы, ж.
1.Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась к. «Огонь!».
Ответ: ___________________________.
прИнял тамОжня нАдолго
перелилА озлОбить
Ответ: ___________________________.
Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.
ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.
ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.
Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.
Ответ: ___________________________.
береговые КАТЕРА скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ
ТРОЕ братьев у новых ТУФЛЕЙ
без ВИШЕН
Ответ: ___________________________.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б)ошибка в построении сложного предложения В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.
2) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина». 3) Выбирая профессию, он довольно долго колебался. 4) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые. 6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли. 7) В журнале «Собеседник» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного писателя. 8)Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрыл его внутренний мир. 9) Друг сказал, что он не согласен с решением класса |
Ответ: ___________________________.
К..рпорация обж..гать
пом..стить расст..лая с..туация
Ответ: ___________________________.
р..спорядиться, с..гласие
чере..чур, бе..болезненный,
пр..образовать, пр..следовать
о..пирать, по..тянуть
без..мянный, сверх..зобретательный
Ответ: ___________________________.
Какие ассоциации вызывает у вас название? Напишите Ваши варианты (вариант) названия. Эпитеты к ним. *Справка: первый вариант названия данного рассказа был «Вечером» Как думаете почему автор изменил название?
а) возраст; б) статус; в) его будущее занятие; г) какие предметы он знает хорошо? А значит…; д) портрет героя
* Время и пространство в литературном произведении – главные составляющие художественного образа, которые способствуют целостному восприятию художественной действительности и организуют композицию произведения. Хронотоп в литературе — это взаимосвязь пространственно-временных отношений, освоенных в конкретном художественном произведении.
8.Заполните таблицу из начала рассказа:
Студент | Мир |
Студент | Мир |
Вторая точка зрения такова:автор лишь на минуту поддается молодой энергии, но понимает временность и недолговечность переживаемого им счастья. Скрывается сомнение, разочарование автора, его экзистенциальное ощущение всеобщей необустроенности мира, обреченности человека на страдания.
Чьей точки зрения придерживаетесь вы?
Жанр – тип литературного произведения.
Существуют эпические, лирические, драматические жанры.
Выделяют и жанры лироэпические.
Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д
Группы жанров: эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
лироэпические (баллада, поэма)
Эпические жанры
Роман-эпопея
Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
Роман
Роман – много проблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.
Повесть
Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.
Рассказ
Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.
Притча
Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне»
Лирические жанры
Лирическое стихотворение
Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.
Элегия
Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.
Послание
Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.
Эпиграмма
Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.
Ода
Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.
Сонет
Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-
Драматические жанры
Комедия
Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).
Трагедия
Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».
Драма
Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств
Лироэпические жанры
(промежуточные между эпосом и лирикой)
Поэма
Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Баллада
Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского
http://russian-teacher.ru/2016/11/07/анализ-стихотворения-2/
Основные проблемы и направления философии Нового времени
Философия Нового времени охватывает период 16-18 вв.
Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. В центре внимания Новой философии- теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познать Бога, природу, человека, общество, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж. Локк, Г.Лейбниц.
Для философии данного периода характерен ряд установок:
Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука(=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития( Ф.Бэкон)
Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума(Т.Гоббс).
Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума». Способного действовать во всех науках (Р.Декарт)
При поисках нового “суперметода” произошло разделение философов на сторонников
эмпиризма (эмпирио-опыт) и рационализма (рацио — разум)
Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) считали, что единственный источник знаний- это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. « Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях»- такой девиз эмпириков- сенсуалистов. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощенная табличка(tabula rasa чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои письмена. Поскольку ощущения могут обманывать, мы их проверяем посредством эксперимента, которые корректирует данные органы чувств.
Рационализм и его представители: Рене Декарт — дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций- духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции- мышление, материальной- протяжение. Модусы первой- чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй- форма, движение, положение в пространстве.. человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существует обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой. Субстанция в философии определяется как- то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно- что подлинной субстанцией является только Бог — вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего.
По Декарту получается, что субстанция — это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании Бога. Декарт — рационалист. Он пытается найти точку отчета познания человека — первое абсолютно достоверное положение, которое является началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению, это свое собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение- это свойство мыслей. Отсюда известный тезис Декарта: «Мыслю, следовательно существую»( Cogito ergo sum). Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общего к частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам:
Б. Спиноза критикует Р.Декарта. главным недостатком Декартовской теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция- сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя, с другой, все сущности( субстанции) не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме себя самой, тем не менее, сотворены кем- то иным- высшей и единственной истинной субстанцией- Богом. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношения сотворения, и в отношении существования от другой субстанции- Бога.. Спиноза считал, что решить это противоречие можно только следующим образом: отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция- природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а с другой – «природа сотворенная»( мир). Природа и Бог едины.
Г.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. По его мнению, все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь- субстанция. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами» (с греч. Единое, единица). Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем, любая монада есть и душа. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением.
Классы монад ( чем выше класс монад, тем больше ее разумность и степень свободы)
Фрэнсис Бэкон, родоначальник эмпиризма, критикует рациональное познание, так как оно недостоверно и ненадежно — разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида — идолы пещеры, идолы рода, идолы площади, идолы театра.
Идолы рода — это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами.
Идолы пещеры — это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека (пещера) отражается на его выводах в процессе познания.
Идолы площади — не правильное, не точное употребление понятийного аппарата, слов, определений, выражений.
Идолы театра — влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание в не всегда нужное русло.
Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»). Он различает два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа- природа человека изначальна зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, «которое пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно, ему невозможно противостять, но оно необходимо для поддержания жизнеспособности общества.
Письменно ответить на вопросы:
Составить биографии любых двух философов:
Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.Бекон, Д.Локк
Выполнить тест.
1. | Характерные черты философии Нового времени:
а) примат веры над знанием б) научность в) логичность |
2. | Главной проблемой философии Нового времени XVII в. является проблема
а) человека б) метода научного познания в) материального и идеального г) бытия |
3. | Кто из философов Нового Времени является автором афоризма: «Знание – сила»?
а) Бэкон б) Гоббс в) Декарт г) Локк |
4. | Какому философскому направлению соответствует высказывание «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах»:
а) эмпиризм б) рационализм в) агностицизм г) иррационализм д)скептицизм |
5. | Френсис Бэкон был основоположником
а) номинализма б) рационализма в) эмпиризма г) реализма |
6. | Какой путь познания, по Ф. Бэкону, является истинным?:
а) «муравья» б) «паука» в) «пчелы» |
7. | Английский философ, адвокат, государственный деятель, естествоиспытатель
а) Р. Декарт б) Д. Беркли в) Ф. Бэкон |
8. | Кто автор высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую»?
а) Беркли б) Бэкон в) Декарт г) Спиноза |
9. | Основа теории познания Рене Декарта:
а) «Мыслю, следовательно, существую» б) «Быть, значит быть воспринимаемым» в) «На все воля божья» |
10. | Кто является основоположником рационализма в философии Нового времени?
а) Бекон б) Локк в) Декарт |
11. | Какой ответ на вопрос, что является источником познания, дает рационализм?
а) единственным источником познания является опыт б) источником познания является разум в) источником познания является интуиция г) источником познания являются разум и ощущения д) источник познания мира – априорные категории рассудка |
12. | Какой известный философ Нового времени является автором крылатого выражения «Я мыслю, следовательно, существую»?
а) Бэкон б) Гоббс в) Декарт г) Локк |
13. | Французский философ, он же создатель алгебры и геометрии:
а) Ф. Бэкон б) Т. Гоббс в) Р. Декарт |
г) правильно все перечисленное выше | |
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выполните задания к тексту.
(1) А годы шли да шли; быстро и (не)слышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействи… внешнем, во внутренн…й борьбе и тревоге. (2) Её душа разг…ралась и пог…сала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки (не)было; н…кто (не)стеснял её, н…кто её (не)удерживал, а она рвалась и т…милась. (3) Она иногда сама себя (не)понимала, даже боялась самой себя.(4) Всё, что окружало её, казалось ей (не) то бессмысленным, (не)то непонятным. (5) «Как жить без любви? А любить н…кого!» — думала она, и страшно ст…новилось ей от этих дум, от этих ощущений. (6) Иногда ей приходило в голову, что она желает чего(то), чего н…кто (не)желает, о чём н…кто (не)мыслит в целой России. (7) Потом она ут…хала, даже смеялась над собой, бе…печно проводила день за днём, но внезапно что(то) сильное, без…мянное, с чем она совладеть (не)умела, так и зак…пало в ней, так и пр…силось вырваться наружу.
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выполните задания.
(1) (Н…)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. (2) Пилат повернулся и пошёл к помосту, назад к ступеням, не глядя (н…)(на)что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться. (3) Но (н…)какого Коровьева так и не нашли, и (н…)какого Коровьева (н…)кто в доме не знал и не видел. (4) Настоящую нежность (не)спутаешь (н…)(с)чем, и она тиха. (5) Но (н…)кому мне шляпой поклониться, (н…)(в)чьих глазах (не)нахожу приют. (6) Мы пр…были на вокзал за (н…)сколько минут до отправления поезда. (7) (Н…)(с)кем мне поговорить и (н…)кого послушать.(8) Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н…)(к)каким разговорам (не)пригоден.
1.Подготовиться к ответам на вопросы (вопросы на странице ниже). Ответы письменно, кратко, чётко.
2. Прочитать высказывания философов и подумать над комментариями.(высказывания по ссылке Философские высказывания
Учебно-методическое пособие разработано на основании типовой учебной программы по курсу «Философия».
Таблицы, схемы, задачи и упражнения, тестовые задания отображают основные этапы истории философии, основные проблемы и категории онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, социальной философии. Пособие предназначено для студентов, преподавателей и всех, кто интересуется философией.