Учебные пособия

Фонетические упражнения phonetic exercises

1. Фонетическое упражнение №1 phonetic exercise №1

[а-ца а-цо а-цу а-цэ а-цы у-ца у-цо у-цу у-цэ у-цы и-ца и-цо и-цу и-цэ и-цы
Нравится [нрав’ица]. Вам нравится [вам нрав’ица]? Мне нравится [мн’э нрав’ица].
ца-са цо-со цу-су цэ-сэ цы-сы
са-ца со-цо су-цу сэ-цэ сы-цы
ат-ас от-ос ут-ус ец-ес иц-ис ас-ац ос-оц ус-уц ес-ец ис-иц
ца-ша цу-шу цэ-шэ цы-шы ец-еш ша-ца шу-цу шэ-цэ еш-ец
один [ад’ин] два [два] три [тр’и] четыре [ч’итыр’и] пять[пат’] шэсть [шэс’т’] семь [с’эм’] восемь [вос’им’] девять [д’эв’ит’] десять [д’эс’ит’]
одиннадцать [ад’инацат’] двенадцать [дв’инацат’] тринадцать [тр’инацат’] четырнадцать [ч’итырнацат’]
пятнадцать [п’итнацат’] шестнадстать [шыснацат’] семнадцать[с’имнацат’] восемнадцать [вас’имнацат’]
девятнадцать [д’ив’итнацат’] двадцать [двацат’] тридцать [трицать’] сорок [сорак] пятьдесят [п’ид’исат]
шестьдесят [шыд’ис’ат] семьдесят [сэмд’ис’ат] восемьдесят [вос’имд’ис’ат] девяносто [д’ив’иноста] сто [сто]
двести [дв’эст’и] триста [тр’иста]

2. Фонетическое упражнение №2 phonetic exercise №2

2.1

Кот как кто дом тут там банк плохо много мало дома буква лампа окно вода когда комната холодно погода молоко

2.2

2.3

Мать где нет днём тётя дядя студент игра студентка аптека институт
моя мать и моя тётя моя книга
мой дядя.

3. Фонетическая зарядка №3 phonetic exercise №3

Ваш? Ваш журнал? Это ваш журнал?
Наш? Наш автобус? Это наш автобус?
Наша? Наша остановка? Это наша остановка?
Ваша? Ваша страна? Это ваша страна?

Ваше? Ваше фото? Это ваше фото?
Это мой стол, а это твой стол. Это моя шапка, а это твоя шапка. Это моё яблоко, а это твоё яблоко.
Шкаф тут, а стол там.
Кот там, а собака тут.
Иван дома, Антон тоже дома.
Журнал тут, карандаш тоже тут.
Это мой друг, это тоже мой друг.

4. Фонетическое упражнение №4 phonetic exercise №4

Он там дом тут ты мы вы.
Это фото мама папа лампа Анна Алла.
Луна Иван Антон она вода.
Это Иван. Это он. Это мама. Это она. Это мама и папа. Это дом. Это лампа.

5. Фонетическое упражнение №5 phonetic exercise №5

Это дом. Это лампа. Это Ира и Иван. Это мама и папа. Это Иван, Антон и Анна.

Правописание приставок

 Правописание приставок.

Формулировка задания. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..ск, спорт..гра

пр..бой, пр..вратно (истолковать)

пр..нудил, пр..права

чере..чур, во..звал

с..ел (яблоко) б..ющий (в глаза свет)

ОТВЕТ: принудил приправа

 

                             НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

                                     Правописание приставок

Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Первая группа приставок Вторая группа приставок Третья группа приставок –
за-, до-, на-, пере-, по-, над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с- и др. это приставки на З-С

воз-//вос-, без-//бес-, вз-//вс-, из-//ис-,   низ-//нис-, раз-//рас-, роз-//рос-, чрез-//чрес-//через-

это приставки ПРИ-//ПРЕ-
пишутся в соответствии с морфологическим принципом, т.е. не изменяются на письме, хотя произносятся по-разному

врастать, входить, слегка, сдвинуть, сшить, дописать, нарисовать.

пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или С зависит от   произношения.

…З …С
перед   звонкими перед   глухими
правописание данных приставок зависит от смысла.

ПРИ-

1. Доведение действия до конца: прибить, принести.

2. Совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок (неполнота действия: чуть-чуть):

приоткрыть, приостановить.

3. Приближение, прибавление, присоединение:

приделать, прийти

4. Нахождение вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега)

5. Значение, близкое к приставке ДО — (иначе – «действие в своих целях, интересах): припрятать, приберечь.

безмолвный, безгласный, исследовать, излить, чересчур, чрезмерный, разобщить.
  Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями.

Запомните:

здесь, здание, здоровье, ни зги.

  Примечание: приставки РОЗ-//РОС- зависят от ударения.

Например:: роспись – расписка, розыгрыш – разыгрывать. (Исключение: розыскной.)

ПРЕ-

1. Высшая степень проявления качества или действия (= очень, весьма):

премилый, пребольшой, преувеличить

2. Значение, близкое к приставке пере-

преградить (= перегородить).

3. Значение «через», «по-иному»:

преступить, преображать.

4. Обозначает действие, достигающее предельной степени: превосходить.

  Примечание:

правописание гласных в приставках ПРО-//ПРА- зависит от значения, которое вносит данная приставка в слово: ПРО- многозначна и встречается часто: Например: проверен, прокормить, ПРА- употребляется редко, она указывает на древность, давность предмета:

Например: прадедушка, праязык, праславянский, пращур.

Напоминание (к группе приставок группы 2):

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С (звонкие — глухие)

Всегда глухие: Ч, Щ, Ц, Х

Всегда звонкие: Й, Л, М, Н, Р

 

Запомните написание данных слов:

 

ПРИ- ПРЕ-
Прийти (но: придёшь)

Примирение

Приключение

Приглашение

Пример

Приготовить

Приспособить

Приобрести

Пригодиться

Привыкать

Присмотреться

Приказать (приказ)

Присутствовать

Примерять

Придумать

Природа

Привередничать

Привередливый

Прибаутка

Причина

Прилежный

Приятный

Прибор

Притворяться

Присягать (присяга)

Приватный

Привилегия

Принципиальный Принцип

Приоритет

Примадонна

Примитив

Приспешник

Прискорбный

Привратник (около ворот)

Притязание

Притязательный

Приличие

Премьера

Преемственность

Преобразование

Превратить

Прекратить

Препятствие

Преступление

Преодолеть

Презирать

Презрение

Президиум

Президент

Презумпция

Прелестный

Пресловутый

Пресмыкающиеся

Пресмыкаться

Преминуть (упустить, забыть)

Превратный (изменчивый, ложный)

Преамбула

Прелюдия

Превалировать

Препозиция

Прецедент

Преткновение

Прельстить

Пренебрежение

Пренебрегать

Престиж

Претендент

Превентивный (предупреждающий, предохраняющий)

Препирательство

Светопреставление

Прерогатива

Препона

Претензия

 

Различайте по значению:

ПРИ- ПРЕ-
Придать = добавить: придать форму Предать = выдать, изменить: предать друга

Предаваться (чему?)

Притворить = закрыть: притворить дверь Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь
Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами
Приступить = начать: приступить к работе Преступить = нарушить: преступить закон
Прибывать = приезжать: прибывать в город Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе
Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя
Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные)
Придел = часть храма Предел = конец чего-то: предел терпения
Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Презирать = не уважать: презирать лжеца

 

Привратник = человек около ворот: строгий привратник Превратное = неверное: превратное мнение

 

Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Непреложный закон = нерушимый
Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Препираться = спорить из-за мелочей
Приставить что-либо к чему-либо Преставиться = умереть (устар.)
Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения

 

Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) Преткнуться – споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения

 

Примечание: в значении «получить что-либо сверх меры, очень надоесть, вызывать отрицательные эмоции» могут употребляться слова: пресытиться, пресыщаться, пресыщение; приесться, приедаться, прискучить.

Внимание: Глагол прискучить пишется с приставкой ПРИ, а прилагательное и наречие с тем же корнем при обозначении высшей степени пишутся с приставкой ПРЕ: прескучный, прескучно.

Правописание гласных букв И и Ы после приставок

  1. 1. После русских и заимствованных приставок, оканчивающихся на гласную, буква И в корне пишется в соответствии с произношением: доиграть, поиск, архиинтересный.
  2. После русских приставок, оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: предыстория, розыгрыш, подымать, предыюльский, возыметь.

Исключение: взимать.

  1. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.
  2. После заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную (ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-), пишется буква И: контригра, трансиорданский, постимпрессионизм, дезинфекция

Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт

 ПОТРЕНИРУЕМСЯ:

 Задание № 1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную

  1. нед..чёты, з..рождаться

пр..вращение, пр..стиж

ра..хаживать, и..вержение

про..нформировать,

небез..звестный

пр..забавный, пр..годный

  1. на..стройка, о..гадка

пр..искусный, пр..града

и..бежать, ни..падающий

об..грать, за..скивающий

не..правданный, р..зместить

  1. под..брать, н..илучший

пр..обретенье, пр..рост

в..лелеять, ра..спросить

дез..нформация, раз..скать

пред..стория, пост..мпрессионизм

4 .и..подтишка, не..говорчивый

пр..градить, пр..страстный

под..зрение, нез..бвенный

без..сходный, по..грать

чре..мерный, и..ход

  1. под..язычный, в..юнок

ра..хваленный, ра..бить

пр..падать (к земле), пр..ломить

небез..звестный, контр..гра

з..умный, з..светло

Задание№2. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и

та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  1. и..мельчить, бе..пробудный

п..никнуть, не..глядный

и..гнать, не..гораемый

пред..стория, сверх…нтересный

пр..слушиваться, пр..образователь

  1. не..гораемый, ра..грызть

пр..обрел, пр..слушиваться

без..сходный, по..грать

во..местить, не..добровать

о..бросить, на..треснутый

  1. ра..брасывать, во..местить

ос..знавать, н..против

пр..обретение, пр..градить

бе..дыханный, ни..провержение

сверх..зысканно, пред..юньский

  1. о..дать, по..твердить

и..гнать, не..гораемый

и..мельчить, бе..пробудный

пр..беречь, пр..обретение

пр..добрый, пр..ступить (к делу)

  1. пр…смиреть, пр…смыкаться

пр…одолеть, пр…стыдить

пр…подавать, пр…вилегия

ра…лив, ра…сказать

чере…чур, ра…цвет

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание№1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и

та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  1. пр..следовать, пр..милый

бе..брежный, ни..падающий

пр..стыдить, пр..града пр..успевать, пр..плести по..кидывать, на..кусить

  1. ни..падающий, и..черпать пр..града, пр..вокзальный пр..высить, пр..открыть о..гадать, по..кидывать

бе..культурье, ра..бросать

3.ра..секреченный, бе..прибыльный пр..способленный, пр..мудрый по..солнух, о..бросить, не..данный, и..ношенный пр..плясывать, пр..успевать

4.бе..прибыльный, бе..голосый не..данный, и..ношенный пр..добрый, гостепр..имный,пр..дедушка, с..гласие по..кидывать, на..кусить

5.гостепр..имный, пр..ломление правопр..емник, пр..морский пр..обрёл, пр..брежный, не…говорчивый, бе..голосый бе..помощный, в..дохнуть

  1. и..ношенный, ра..двинутый в..дохнуть, не..деланный нед..жарить, пр…бабушка, не..держанность, ра…лить п..дсказывать, р..ссматривать
  1. р..ссматривать, не..глядный пр..обрёл, пр..слушиваться не..бозримый, з..головок ,  пр..беречь, пр…града пр..молчать, р..зместить
  1. пр..слушиваться, пр..образователь не..держанность, бе..человечный з..ночевать, не..бозримый, пр..обретение, пр..градить   пр..готовить, беспр..кословно
  1. пр..остановить, пр..готовить   пр..озёрный, пр..огромный пр..писывать, пр..сытиться, запр..кинул, пр…бабушка ра..бежаться, бе..шумный
  1. не..гибаемый, и..подтишка во..делывать, в..пышка (света) по..кладка, о..бойны, о..бить, на..строчный ра..царапать, бе..болезненно

 

Задание№2.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

 

(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и (……. )нарёк местных жителей «индейцами». (2)Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент.(3) Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

 1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Несмотря на очевидную ошибку Колумба, назвавшего коренных жителей Америки индейцами, это название закрепилось за ними, хотя они отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

3) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

4) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

5) За коренными жителями Америки закрепилось общее название «индейцы», потому что так их назвал Колумб.

Ответ: ___________________________.

  1. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте

пропуска во втором     предложении? Выпишите это слово.

На самом деле

Поэтому

Именно

Так

В связи с этим

 

Ответ: ___________________________.

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОМАНДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Команда, -ы, ж.

1.Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась к. «Огонь!».

  1. Автоматически передаваемый сигнал, вызывающий действие какой-нибудь системы, механизма. Система команд.
  2. Начальствование над какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой офицера.
  3. Группа связанных чем-нибудь людей. Команда президента.

 

Ответ: ___________________________.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

прИнял                                     тамОжня                                                 нАдолго

перелилА                                    озлОбить

 

Ответ: ___________________________.

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.

ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.

Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

Ответ: ___________________________.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

береговые КАТЕРА                                             скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

ТРОЕ братьев                                                       у новых ТУФЛЕЙ

без ВИШЕН

 

Ответ: ___________________________.

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)ошибка в построении сложного предложения

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

2) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

3) Выбирая профессию, он довольно долго колебался.

4) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
5) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

6) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

7) В журнале «Собеседник» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного писателя.

8)Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрыл его внутренний мир.

9) Друг сказал, что он не согласен с решением класса

 

Ответ: ___________________________.

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

К..рпорация                                               обж..гать

пом..стить                                                 расст..лая                                     с..туация

Ответ: ___________________________.

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

р..спорядиться, с..гласие

чере..чур, бе..болезненный,

пр..образовать, пр..следовать

о..пирать, по..тянуть

без..мянный, сверх..зобретательный

Ответ: ___________________________.

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа Антон Чехов «Студент»

Практическое занятие

  1. Фамилия имя, гр.
  2. Ответьте на вопрос и выполните задание.

Какие ассоциации вызывает у вас название? Напишите Ваши варианты (вариант) названия. Эпитеты к ним. *Справка: первый вариант названия данного рассказа был «Вечером» Как думаете почему автор изменил название?

  1. Подчеркните в тексте все слова и выражение, которые указывают на главного героя.

а) возраст; б) статус; в) его будущее занятие; г) какие предметы он знает хорошо? А значит…; д) портрет героя

  1. 4. Подчеркните в тексте события, происшедшие с героем. Запишите эти события в левый столик, в правый комментарии к нему.
   

 

  1. О каком историческом событии Вы узнали из рассказа о студенте?

 

  1. Кто повествует? Подчеркните детали повествователя.

 

  1. Какие функции выполняет хронотоп в рассказе*

 

 

 

* Время и пространство в литературном произведении – главные составляющие художественного образа, которые способствуют целостному восприятию художественной действительности и организуют композицию произведения. Хронотоп в литературе — это взаимосвязь пространственно-временных отношений, освоенных в конкретном художественном произведении.

8.Заполните таблицу из начала рассказа:

Студент Мир
  1. Заполните таблицу из конца рассказа:
Студент Мир
  1. Ваше видение на проблему? В чём Вы видите конфликт? * Конфликт –это столкновение между персонажами либо между персонажами и средой, героем и судьбой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания.

 

 

 

 

 

 

  1. Как и во многих произведениях Чехова, финал рассказа неоднозначен . В литературоведении существует несколько точек зрения на финал рассказа: Первая: автор выражает мысль о возможности осмысленного человеческого существования – т.е. признает мир, созданный Богом. – все не напрасно в мире, отступления от законов красоты и добра временны, свет победит тьму.

Вторая точка зрения такова:автор лишь на минуту поддается молодой энергии, но понимает временность и недолговечность переживаемого им счастья. Скрывается сомнение, разочарование автора, его экзистенциальное ощущение всеобщей необустроенности мира, обреченности человека на страдания.

Чьей точки зрения придерживаетесь вы?

 

Жанры литературы

Жанр – тип литературного произведения.
Существуют эпические, лирические, драматические жанры.
Выделяют и жанры лироэпические.
Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д

Группы жанров: эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
лироэпические (баллада, поэма)

                                                Эпические жанры
Роман-эпопея
Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

Роман
Роман – много проблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

Повесть
Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

Рассказ
Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

Притча
Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне»

                                                              Лирические жанры
Лирическое стихотворение
Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

Элегия
Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

Послание
Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

Эпиграмма
Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

Ода
Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

Сонет
Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-


Драматические жанры

Комедия
Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

Трагедия
Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

Драма
Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств

Лироэпические жанры
(промежуточные между эпосом и лирикой)

Поэма
Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Баллада
Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского

Основные проблемы и направления философии Нового времени

Основные проблемы и направления философии Нового времени

 Философия Нового времени охватывает период 16-18 вв.

Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. В центре внимания Новой философии- теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познать Бога, природу, человека, общество, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж. Локк, Г.Лейбниц.

Для философии данного периода характерен ряд установок:

Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука(=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития( Ф.Бэкон)

Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума(Т.Гоббс).

Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума». Способного действовать во всех науках (Р.Декарт)

При поисках нового “суперметода” произошло разделение философов на сторонников

эмпиризма (эмпирио-опыт) и рационализма (рацио — разум)

Эмпирики  (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) считали, что единственный источник знаний- это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. « Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях»- такой девиз эмпириков- сенсуалистов. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощенная табличка(tabula rasa чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои письмена. Поскольку ощущения могут обманывать, мы их проверяем посредством эксперимента, которые корректирует данные органы чувств.

 Рационализм и его представители: Рене Декарт — дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций- духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции- мышление, материальной- протяжение. Модусы первой- чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй- форма, движение, положение в пространстве.. человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существует обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой. Субстанция в философии определяется как- то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно- что подлинной субстанцией является только Бог — вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего.

По Декарту получается, что субстанция — это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании Бога. Декарт — рационалист. Он пытается найти точку отчета познания человека — первое абсолютно достоверное положение, которое является началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению, это свое собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение- это свойство мыслей. Отсюда известный тезис Декарта: «Мыслю, следовательно существую»( Cogito ergo sum). Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общего к частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам:

  1. Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание («ясное и отчетливое»)аксиомы.
  1. Каждую сложную проблему разделять на частные задачи.
  2. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным.
  3. Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать не единого звена в логической цепочке исследования.

Б. Спиноза критикует Р.Декарта. главным недостатком Декартовской теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция- сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя, с другой, все сущности( субстанции) не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме себя самой, тем не менее, сотворены кем- то иным- высшей и единственной истинной субстанцией- Богом. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношения сотворения, и в отношении существования от другой субстанции- Бога.. Спиноза считал, что решить это противоречие можно только следующим образом: отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция- природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а с другой – «природа сотворенная»( мир). Природа и Бог едины.

Г.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. По его мнению, все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь- субстанция. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами»       (с греч. Единое, единица). Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем, любая монада есть и душа. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением.

Классы монад ( чем выше класс монад, тем больше ее разумность и степень свободы)

  • Голые монады — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых).
  • Монады животных- обладает ощущениями, но неразвитым самосознанием.
  • Монады человека( души)- обладают сознанием, памятью, уникальной способностью мыслить.
  • Высшая монада- Бог.

Фрэнсис Бэкон, родоначальник эмпиризма, критикует рациональное познание, так как оно недостоверно и ненадежно — разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида — идолы пещеры, идолы рода, идолы площади, идолы театра.

Идолы родаэто препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами.

Идолы пещерыэто ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека (пещера) отражается на его выводах в процессе познания.

Идолы площади — не правильное, не точное употребление понятийного аппарата, слов, определений, выражений.

Идолы театра — влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание в не всегда нужное русло.

Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»). Он различает два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа- природа человека изначальна зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, «которое пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно, ему невозможно противостять, но оно необходимо для поддержания жизнеспособности общества.

Письменно ответить на вопросы:

  1. В чем отличия между средневековой философией и философией эпохи Возрождения?
  2. Расшифруйте понятие «единство многообразия сущего».
  3. Эразм Роттердамский в своей книге «Похвальное слово глупости», делает вывод, что «религия — одна из самых больших разновидностей глупости, но в, то, же время он не был атеистом». Как вы это объясните?
  4. Назовите основные проблемы направлений философии эпохи Возрождения:
  5. Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени?
  6. Дворянин, выпускник Кембриджа, выдающийся политик и философ, остаток жизни он посвятил науке. Есть легенда, что он умер от простуды, впервые замораживая продукты, точнее кур. Какой философский метод обосновал этот философ и ученый?
  7. За что Фр. Бэкон критиковал старую философию и в чем он видел основные задачи новой?
  8. Что нового внес в философию Р. Декарт?
  9. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?
  10. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?
  11. Согласны ли вы с утверждением о том, что мышление является более достоверной для нас реальностью, чем существование? Какие примеры можно привести в подтверждение этого тезиса?
  12. Какая идея, на ваш взгляд, является центральной в гуманизме?
  13. Как вы понимаете, выражения «цель оправдывает средства», «в политике морали нет»? Кому они принадлежат? Согласны ли вы с подобным утверждением? Свое мнение обоснуйте.
  14. Кто из философов Нового времени уподоблял сознание человека «чистой доске»? Можете ли вы согласиться с подобным утверждением? Свое мнение обоснуйте.
  15.  Могут ли, по мнению Б. Спинозы, философия и богословие иметь, что то общее? И почему?

Составить биографии любых двух философов:

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.Бекон, Д.Локк

Выполнить тест.

1. Характерные черты философии Нового времени:

а) примат веры над знанием б) научность в) логичность

2. Главной проблемой философии Нового времени XVII в. является проблема

а) человека б) метода научного познания в) материального и идеального г) бытия

3. Кто из философов Нового Времени является автором афоризма: «Знание – сила»?

а) Бэкон б) Гоббс в) Декарт г) Локк

4. Какому философскому направлению соответствует высказывание «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах»:

а) эмпиризм б) рационализм в) агностицизм г) иррационализм д)скептицизм

5. Френсис Бэкон был основоположником

а) номинализма  б) рационализма  в) эмпиризма      г) реализма

6. Какой путь познания, по Ф. Бэкону, является истинным?:

а) «муравья» б) «паука» в) «пчелы»

7. Английский философ, адвокат, государственный деятель, естествоиспытатель

а) Р. Декарт б) Д. Беркли в) Ф. Бэкон

8. Кто автор высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую»?

а) Беркли б) Бэкон в) Декарт г) Спиноза

9. Основа теории познания Рене Декарта:

а) «Мыслю, следовательно, существую» б) «Быть, значит быть воспринимаемым»  в) «На все воля божья»

10. Кто является основоположником рационализма в философии Нового времени?

а) Бекон б) Локк в) Декарт

11. Какой ответ на вопрос, что является источником познания, дает рационализм?

а) единственным источником познания является опыт б) источником познания является разум

в) источником познания является интуиция г) источником познания являются разум и ощущения

д) источник познания мира – априорные категории рассудка

12. Какой известный философ Нового времени является автором крылатого выражения «Я мыслю, следовательно, существую»?

а) Бэкон б) Гоббс в) Декарт г) Локк

13. Французский философ, он же создатель алгебры и геометрии:

а) Ф. Бэкон б) Т. Гоббс в) Р. Декарт

г) правильно все перечисленное выше

Самостоятельные и проверочные работы по теме «Морфология. Орфография»

Списывание

Вариант 1

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выполните задания к тексту.

(1) А годы шли да шли; быстро и (не)слышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействи… внешнем, во внутренн…й борьбе и тревоге. (2) Её душа разг…ралась и пог…сала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки (не)было; н…кто (не)стеснял её, н…кто её (не)удерживал, а она рвалась и т…милась. (3) Она иногда сама себя (не)понимала, даже боялась самой себя.(4) Всё, что окружало её, казалось ей (не) то бессмысленным, (не)то непонятным. (5) «Как жить без любви? А любить н…кого!» — думала она, и страшно ст…новилось ей от этих дум, от этих ощущений. (6) Иногда ей приходило в голову, что она желает чего(то), чего н…кто (не)желает, о чём н…кто (не)мыслит в целой России. (7) Потом она ут…хала, даже смеялась над собой, бе…печно проводила день за днём, но внезапно что(то) сильное, без…мянное, с чем она совладеть (не)умела, так и зак…пало в ней, так и пр…силось вырваться наружу.

Вариант 2

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выполните задания.

(1) (Н…)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. (2) Пилат повернулся и пошёл к помосту, назад к ступеням, не глядя (н…)(на)что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться. (3) Но (н…)какого Коровьева так и не нашли, и (н…)какого Коровьева (н…)кто в доме не знал и не видел. (4) Настоящую нежность (не)спутаешь (н…)(с)чем, и она тиха. (5) Но (н…)кому мне шляпой поклониться, (н…)(в)чьих глазах (не)нахожу приют. (6) Мы пр…были на вокзал за (н…)сколько минут до отправления поезда. (7) (Н…)(с)кем мне поговорить и (н…)кого послушать.(8) Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н…)(к)каким разговорам (не)пригоден.

Вопросы по философии к уроку на 27.11.2017

1.Подготовиться к ответам на вопросы (вопросы на странице ниже). Ответы письменно, кратко, чётко.

2. Прочитать высказывания философов и подумать над комментариями.(высказывания по ссылке    Философские высказывания

  1. Основные направления философии?
  2. Что такое философия?
  3. Основные этапы философии?
  4. Представители Античной философии?
  5. Представители Средневековой философии?
  6. Представители Возрождения?
  7. Что такое антропоцентризм?
  8. Что такое гуманизм?
  9. Что такое схоластика?
  10. Что такое патристика?
  11. Что такое диалектика?
  12. Что такое пантеизм?
  13. Какая оосновная тенденция проявилась в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса?
  14. В чем мыслители Возрождения видели ценность и достоинство человека?
  15. Как называется учение о тождестве Бога и Вселенной, считающее, что Бог сливается с природой, что природа есть Бог в вещах?
  16. Кто был     представителем          пантеизма,      предшественником итальянской натурфилософии и утверждал единство Бога и мира что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна?

 

Философия в таблицах

Философия в таблицах 1

Учебно-методическое пособие разработано на основании типовой учебной программы по курсу «Философия».

Таблицы, схемы, задачи и упражнения, тестовые задания отображают основные этапы истории философии, основные проблемы и категории онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, социальной философии. Пособие предназначено для студентов, преподавателей и всех, кто интересуется философией.