«Новый формат сочинения соединил в себе оба подхода: теперь от выпускников требуется письменное высказывание на публицистическую тему с привлечением литературного материала и опорой на текст хотя бы одного литературного произведения.»
Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы.
Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы.
Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением некоего литературного материала
Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения.
Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения. Так, в теме 2015 года «Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?» ключевым будет не слово «вопросы» и не слово «волнуют», а словосочетание «в любую эпоху»
Четкая формулировка главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана.
Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.
На следующем этапе работы (после выбора и обдумывания темы, определения ключевых слов и главной мысли сочинения, подбора примерного литературного материала) следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывания. Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике должен быть создан примерный план будущего высказывания или отдельные смысловые фрагменты, которые потом следует выстроить в соответствии со своим замыслом. Отсутствие умения редактировать собственный текст, продумывая его композиционно, ведет к погрешностям в структуре и композиции сочинения. Необходимо наметить структуру работы, определить ее смысловые части и продумать их содержание, то есть решить, какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.
Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключение следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.
Перед написанием заключения полезно перечитать вступление, вспомнить, какие проблемы в нем поставлены, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним.
После того как черновик сочинения, в основном, написан, следует его отредактировать:
- обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями выказывания;
- обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения;
- исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;
- заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты;
- проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;
- выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.
Для повышения квалификации учителей необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:
- анализ формулировок тем сочинения, выявление ключевых слов темы и способов продуктивного сужения темы;
- осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в формулировании его главной мысли;
- отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;
- формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – примеры – выводы);
- продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;
- речевое оформление текста;
- оптимальные формы работы с черновиком.
При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы работы:
- создание устных сочинений на разные темы;
- написание отдельных частей сочинения;
- многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;
- развитие навыка рецензирования собственной и чужой работы;
- редактирование текста.
Выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания данного типа работы и инструкцией для участника итогового сочинения.
Полностью ознакомиться можно здесь Методика подготовки к итоговому сочинению