Практическое занятие. Работа с текстом Островский А.Н. «Гроза»
Пример сочинения на тему: Катерина- «луч света в тёмном царстве»
Сочинение ученицы
Предлагаю вашему вниманию сочинение ученицы, когда-то лет 10 назад опубликованное в каком-то журнале. Я его переписала и с тех пор давала учащимся для рецензии.
«Катерина — отнюдь не луч света в тёмном царсте. Почему? Потому что «лучи света» не гуляют тёмной ночью от своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа. Настоящий «луч света» выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.
Катерина — избалованная, ленивая женщина. Мама никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В общем, жила девушка как у Христа за пазухой. И вдруг её выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт. Вы представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она говорит человеку всё, что думает о нём. И говорит в глаза. В наше время она была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха — портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил. А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с Кабанихой трудно. А уж что касается «луча света в тёмном царстве», то он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что самоубийца — человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра. Добролюбов говорит, что смерть Катерины — это протест против нравов «тёмного царства». Таких протестующих на свете много. Но ни один из них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала: «Ну и слава Богу, от стыда избавились». Мир пополнился ещё одной сплетней. Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо молится… А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?
Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.
Я думаю, что Островский не ставил своей целью разоблачение таких «тихих омутов», как Катерина и подобных святош. Его целью было вывести на чистую воду жителей «тёмного царства» и их нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса «Гроза» — история истинно несчастной любви.
*Стилистика и орфография истоника сохранены.
1.Что бы вы поставили за это сочинение?
2.Согласны ли вы с позицией ученицы?
3.Свою позицию аргументируйте».
1.Записать темы для сочинений по пьесе «Гроза»
Темы, связанные с образом Катерины
1.Душевная драма Катерины.
2.Критики о Катерине. Чьё мнение мне ближе.
3.Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?
4.Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».
5.Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5-го действия драмы А.Н.Островского «Гроза».)
О смысле названия драмы «Гроза» написано тоже достаточно много. Название художественного произведения обычно имеет несколько семантических пластов. Задача сочинения — рассмотреть значения одно за другим. Начать можно со значений из обычного толкового словаря и с реплик героев пьесы.
ГРОЗА, -ы, мн. грозы, гроз, грозам, ж. 1. Бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Затишье перед грозой (также перен.). Разразилась, гремит г. Летние грозы. 2. перен., кого-чего. О ком-чем-н. очень опасном, наводящем ужас, внушающем сильный страх. Камнепады — г. горных селений. Лев — г. зверей. || прил. грозовой, -ая, -ое (к 1 знач.). Грозовые тучи.
Если выписать эти реплики, сразу обнаружится связь; Сторонником первой является самый грамотный в городе человек — часовщик Кулигин, второй придерживаются все остальные герои. В судьбе главной героини гроза — это знак возмездия и психологический толчок к необычным в мире “тёмного царства” поступкам: покаянию и самоубийству. Но, с другой стороны, сам характер героини сродни стихии, и на это обращает внимание
Писарев: “Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую”.
Добролюбов же видит в ней “стихийно бунтарский характер”, “вызов самодурной силе”.
Гроза — это символ, имеющий многовековую историю, в мифологии почти всех народов бог грома и молнии — это верховный бог, повелитель, в руках которого — судьбы всего мира, всех людей. Гроза также способствует переменам, очищению, обновлению.
- Стала ли гибель Катерины такой грозой в городе Калинове?
- Надолго ли её жители сохранят память о ней?
- Изменится ли что если не в жизни, то хотя бы в мировосприятии горожан?
- Внесла ли сама пьеса “что-то освежающее и ободряющее” в жизнь русского общества, как предрекал ей Добролюбов?
- Таков круг проблем данного сочинения.
Примерный план.
- Вступление.Название пьесы символично и не случайно.
- Основная часть. Круг проблем вокруг «грозы».
1)гроза как явление природы;(… вон никак гроза заходит…”
Катерина,“Уж ты помяни мои слова,
что эта гроза даром не пройдет…”
как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”,
“А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).
2) гроза из уст героев пьесы:Тихон(“Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”), Кулигин (хочет сделать самоотвод,“Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!”, Дикой (“Гроза-то нам в наказание посылается”. “Гроза-то нам в наказание посылается”. Катерина ( “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми…”
3)гроза во время свидания с Борисом.
III. Заключение. Образ грозы многозначен.
«Душевная драма Катерины» тема, связанная с раскрытием образа Катерины. . Но есть ли в этом необходимость, чтобы понять душевную драму героини? Религиозные знания и представления Катерины очень неглубоки: в тексте нигде не упоминается, чтобы в её родном доме или доме Кабановых читали Библию или другие религиозные книги, — там лишь пели молитвы да слушали рассказы странниц-богомолок, по содержанию весьма далёкие от настоящей веры, наполненные суевериями, фантастикой.
В церкви героиня проповедь не слушает, а мечтательно разглядывает росписи икон, солнечные лучи, играющие в дыме благовоний.
Утренняя её молитва в саду обращена также непонятно к кому: то ли к Богу, то ли к силам природы: “…рано утром в сад уйду, ещё только солнышко всходит, упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу…” Отсутствие знаний компенсируется поэтическим восприятием окружающего мира.
В сущности, Бог нужен ей для удовлетворения эстетических потребностей, чувства красоты, эмоций. Христианские мотивы переплетаются в её воображении с языческими и фольклорными. Понятия и греха, и возмездия за его совершение связаны у неё со страхом, но не могут пересилить естественной потребности любить и быть любимой.
Да и само покаяние носит далеко не религиозный характер, это стремление облегчить свою душу, вернуть ей чистоту. Поэтому такое признание своей вины не приносит ей ни облегчения, ни спасения, а ещё больше усиливает душевные муки героини и толкает её к гибели.
Анализ сцены последнего свидания Катерины с Борисом будет идти в русле исследования того же конфликта между чувством любви, долга и чувством вины за совершённый грех в душе героини. Очень маленький по объёму фрагмент текста пьесы, встреча “напоследок” героев друг с другом и с нами, читателями и зрителями, после которой один поступок уже почти решилась Катерина? Сломленный сам силами “тёмного царства уезжает из города, другая уходит из жизни. Для чего нужен драматургу этот эпизод? Чтобы разжалобить зрителей? Усилить безысходность ситуации Катерины и объяснить неизбежность её гибели? Показать слабость Бориса? Удивительно, что герои оказались в сумерки (не в темноте) на людном бульваре совершенно одни (через короткий промежуток времени прибежит целая толпа, чтобы поднять бросившуюся в воду женщину) в течение достаточно большого промежутка времени (успели “поплакать вместе”). Понимает ли Борис, на какой ”, покорный судьбе, он способен лишь на жалость и сочувствие. Понять и признать в женщине силу, которая могла бы в другой ситуации спасти их обоих, он просто не в состоянии. При анализе драматического текста важно помнить про наличие в нём подтекста. Нужно обратить внимание на речь героев и авторские ремарки, на этимологию имён.