1. Ворона и лисица
Задание
Напишите слова, которые не понятны
Перескажите басню, как вы поняли.
В чём мораль басни?
2. Лебедь, рак и щука
Задание
Напишите слова, которые не понятны.
Перескажите басню
Чему учит эта басня?
Учебный сайт преподавателя
Напишите слова, которые не понятны
Перескажите басню, как вы поняли.
В чём мораль басни?
Напишите слова, которые не понятны.
Перескажите басню
Чему учит эта басня?
1.1. Как слон спас хозяина от тигра
1. Составьте вопросы по услышанному рассказу.
2. Перескажите рассказ по вопросам.
3. О чём этот рассказ? О ком этот рассказ?
1.2. Галка
1. Составьте вопросы по услышанному рассказу.
2.Перескажите рассказ.
3. О ком этот рассказ? О чём этот рассказ?
1.3. Храбрый утёнок
1. Составьте вопросы по услышанному рассказу.
2. Перескажите рассказ.
3. О ком этот рассказ? О чём этот рассказ?
2.1. Какая общая тема этих рассказов Бориса Житкова?
2.2. Как вы думаете эти рассказы полезны и интересны только детям?
Прочитайте стихи известных русских поэтов XIX века и подумайте над вопросами.
Вопросы для анализа стихотворения
1. Прочитайте стихи М.Ю. Лермонтова.
Беле́ет па́рус одино́кой
В тума́не мо́ря голубо́м!..
Что и́щет он в стране́ далёкой?
Что ки́нул он в краю́ родно́м?..
Игра́ют во́лны — ве́тер сви́щет,
И ма́чта гнётся и скрыпит…
Увы́! он сча́стия не и́щет
И не от сча́стия бежи́т!
Под ним струя́ светле́й лазу́ри,
Над ним луч со́лнца золото́й…
А он, мяте́жный, про́сит бу́ри,
Как бу́дто в бу́рях есть поко́й!
2. Прочитайте стихи Ф.И. Тютчева
Умо́м Росси́ю не поня́ть,
Арши́ном о́бщим не изме́рить:
У ней осо́бенная стать —
В Росси́ю мо́жно то́лько ве́рить.
28 ноября 1866 года
Зима́ неда́ром зли́тся,
Прошла́ её пора́ —
Весна́ в окно́ стучи́тся
И го́нит со двора́.
И всё засуети́лось,
Всё ну́дит Зи́му вон —
И жа́воронки в не́бе
Уж подня́ли трезво́н.
Зима́ ещё хлопо́чет
И на Весну́ ворчи́т.
Та ей в глаза́ хохо́чет
И пу́ще лишь шуми́т…
Взбеси́лась ве́дьма зла́я
И, сне́гу захватя́,
Пусти́ла, убега́я,
В прекра́сное дитя́…
Весне́ и го́ря ма́ло:
Умылася в снегу́,
И лишь румя́ней ста́ла,
Напереко́р врагу́.
Ещё в поля́х беле́ет снег,
А во́ды уж весно́й шумя́т —
Бегу́т и бу́дят со́нный брег,
Бегу́т, и бле́щут, и глася́т…
Они́ глася́т во все концы́:
«Весна́ идёт, весна́ идёт,
Мы молодо́й весны́ гонцы́,
Она́ нас вы́слала вперёд!
Весна́ идёт, весна́ идёт,
И ти́хих, тёплых ма́йских дней
Румя́ный, све́тлый хорово́д
Толпи́тся ве́село за ней!..»
1829 год
Николай Васильевич Гоголь родился в Полтавской губернии 20 марта (1 апреля) 1809 года.
Умер 4 марта 1852 г. в Москве.
1. В возрасте 20 лет начинает Гоголь свой литературный путь. Многие произведения он публикует под другими подписями (псевдонимами): В. Алов, П. Глечик, оооо, Г. Янов, Пасичник Рудой.
2.Гоголь сильно стеснялся своего носа. На всех портретах нос Гоголя выглядит по-разному, говорят, так писатель пытался запутать будущих биографов.
3. Его отец был прекрасным рассказчиком.
4. Уже в 5 лет отец прививал Николаю любовь к слову. Например, играл с ним в игру «Рифма»
5. Учился Гоголь хорошо только по рисованию и русскому языку. Отлично знал творчество Пушкина.
6. Гоголь любил театр. Организовал театр с товарищами и сам рисовал декорации.
7.Гоголь был религиозным человеком, но одновременно было увлечение мистикой.
2. Придумайте продолжение этой необычной истории.
4. Прочитайте примечания о повести «Нос».
В 1835 повесть «Нос» отказали публиковать в московском журнале, но через год А.С. Пушкин уговорил Гоголя напечатать эту повесть в своём журнале «Современник», хотя сам автор сначала не соглашался.
В первоначальной редакции все приключения майора Ковалёва происходили во сне. После повести Гоголь написал послесловие для читателей журнала «Современник»:
«Я признаюсь, что не могу понять, как я мог написать это? К чему всё это ведёт? Для какой цели? Что доказывает эта повесть? Почему нос Ковалёва? Нет, не понимаю, совсем не понимаю», – писал сам Гоголь.
Почему в повести Гоголь использовал именно нос ? ⬆️
5. Прочитайте мысль о Гоголе, сказанную критиком В.Г. Белинским ⬇️
Критик о Гоголе…
«Отличительный характер повестей Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление*, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Гоголь – Поэт, Поэт жизни действительной» (В.Г. Белинский)
1) Дайте комментарий к этим словам критика. ⬆️
2) Как вы думаете, почему критик называет Гоголя «поэтом»? ⬇️
Ответ студентки из Китая Шао Мэйи
1. Назовите всех участников повести.
2. Дайте характеристику персонажам повести, аргументируйте словами из текста.
Фразеологизмы: вешать нос, остаться с носом, клевать носом, воротить нос, утереть нос, зарубить на носу, водить за нос, нос к носу, держать нос по ветру, задирать нос.
Пословицы:
1.Береги нос в большой мороз.
2.Всякая птица своим носом сыта.
3.Нос не дорос, руки коротки.
4.Вот нос - для двух рос, а одному достался.
5.Спрос не бьет в нос.
6.Сыт – весел, а голоден – нос повесил.
7.Нос задрала и знать не хочет.
8.За спрос не бьют в нос.
9.Нос с локоть, а ума с ноготь.
10.Не суй свой нос не в свое дело.
11.Тому виднее, у кого нос длиннее.
10. Прочитайте краткое содержание повести, переведите слова со (*)
Краткое содержание повести «Портрет»
Художник Чартков на Щукинском дворе разглядывал* картины и увидел портрет старого мужчины в восточной одежде*. Отдав за картину последние деньги, Чартков идёт домой. … Потом он будет жалеть о покупке, потому что ему даже нечем платить за жильё. Взглянув на старика с портрета, ему становится не по себе* от его глаз. Чартков даже закрыл картину на ночь. Но ночью случилось ужасное: простыня с картины упала, и из неё вышел старик. В мешке у него были деньги, и он начал их считать. Такие сны были у художника несколько ночей подряд*.
Хозяин квартиры требует оплаты, но так как денег у Чарткова нет, то хозяин решил забрать портрет старика в счёт долга. Когда он рассматривал картину, то из рамы упал свёрток* с деньгами, который Чартков видел во снах. На эти деньги он смог оплатить долг за жильё, снять квартиру побольше и купить одежду. Художник подал объявление о том, что пишет портреты на заказ*. Внезапно он становится популярным и модным портретистом*. Старые знакомые удивляются, что он потерял свой талант*. Скоро художник и сам понял своё падение*. В отчаянии он закрылся и стал стараться писать что-то не на заказ, но он всегда видел глаза старика с того портрета. Чартков умер в чахотке*.
Потом на аукционе* выставили на продажу портрет старого азиата с удивительно живым взглядом*. Многие желали его купить, но тут выходит художник Б., рассказавший присутствующим* свою историю. Когда-то жил в Коломне ростовщик*. Все, кому он давал деньги, вскоре погибали*. Отец Б. был художником и соседом этого ростовщика. Как-то азиат-ростовщик пришёл к нему с заказом нарисовать свой портрет. Чем больше художник писал портрет, тем живее получались глаза. С каждым днём у художника появлялось* отвращение* к своей работе. Ростовщик сказал, что после его смерти, вся его сила перейдёт в эту картину. Эти слова ещё больше испугали художника, и он убежал, не закончив работу. Ему всё-таки передали портрет лично в руки, и на следующий день ростовщик умер. У художника начались неприятности*, и он решил избавиться от картины. Он даже ушёл в монастырь* и начал писать картину на библейские темы. Перед смертью он просил своего старшего сына найти и уничтожить проклятый* портрет.
Закончив рассказ о своём отце, Б. оборачивается* взглянуть на портрет, но тут все видят, что его (портрета) нет на месте.
В произведении противопоставляются две разные судьбы художников. Автор подчеркнул, что, только отказавшись от мирской суеты*, мастер может раскрыть свой талант и не превратиться в ремесленника*. Творческий путь бывает очень трудный.
Поэт родился в Москве в Немецкой слободе (там селились иностранцы). Мать звали Надеждой Осиповной. По линии матери поэт происходил от Абрама Ганнибала, сына эфиопского князя, привезённого в Россию и ставшего видным деятелем эпохи Петра I. Пушкины (линия отца) принадлежали к старинному дворянскому роду.
Пушкин А.С. особенно опекал своего младшего брата Льва. Вот некоторые записи из письма Пушкина А.С. его брату.
– Не суди о людях по собственному сердцу;
– презирай их самым вежливым образом: это средство оградит тебя от страстей;
– будь холоден со всеми; фамильярность* всегда вредит, особенно с начальниками;
– не проявляй услужливости;
– не принимай одолжений; одолжение чаще всего – предательство;
– избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает;
– никогда не отвечай оскорблением на оскорбление;
– никогда не бери в долг, лучше терпи нужду*.
Будущий поэт был отдан в Царскосельский лицей в Царском Селе (сейчас г. Пушкин).
Француз Дантес нагло и откровенно ухаживал за женой Пушкина. Именно из-за этого было много унизительных неприятностей. Пушкин в конце концов вызвал Дантеса на дуэль*.
Прототипом няни Татьяны стала его няня Арина Родионовна, которую поэт очень любил. О ней Пушкин вспоминает во многих своих стихотворениях. «Зимний вечер», «Няне», «Сон».
О жанре «Евгений Онегин» Пушкин писал: «…я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская* разница.
6 июня 1880 года в Москве был открыт памятник поэту работы скульптора А.М. Опекушина. На торжестве присутствовали Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский и другие.
Пушкин любил Петербург и прожил в нём большую часть жизни. Санкт-Петербург – центр русской науки, искусства, культуры – втянул Пушкина в свой водоворот. В Царском Селе (теперь г. Пушкин) в лицее при Екатерининском дворце будущий поэт учился 6 лет. Теперь там музей.
Молодого Пушкина после учёбы привлекал дом Олениных, проживавших по Фонтанке №101.
Пушкин часто бывал в квартире братьев Тургеневых на Фонтанке №20.
В доме №25 по Фонтанке бывали Карамзин, поэт Батюшков, декабрист Пестель.
Поэт любил Летний сад. Памятник Петру I работы скульптора Фальконе – Медный всадник получил название благодаря гениальной поэме Пушкина.
Николай I хотел, чтобы Наталья Николаевна (жена поэта) танцевала в Аничковом дворце (Невский проспект, 39), поэтому Пушкин с женой там бывали. В здании Главного штаба Зимнего дворца Пушкину было разрешено работать в архиве. В университете Пушкин посещал лекции по истории русской словесности, в Академии художеств он познакомился с молодыми художниками. Последние 4 месяца Пушкин прожил в доме по набережной Мойки №12, теперь здесь музей. Именно сюда привезли раненого Пушкина, где он умер в тяжёлых мучениях. На месте дуэли* поставили обелиск*.
Вопросы и задания
1. Где родился А.С. Пушкин? Кем были его родители? Какова его родословная?
2. Какие отношения были у Пушкина с братом?
3. Какое образование получил Пушкин, где учился?
4. По какой причине Пушкин сказал: «Я принадлежу стране и хочу, чтобы моё имя было чисто везде, где оно известно»?
5. Кто стал прототипом* няни Татьяны из романа «Евгений Онегин»?
6. Как сам поэт определил жанр «Евгения Онегина»?
7. Когда в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину? Кто автор памятника? Кто присутствовал на открытии памятника?
8. Какие пушкинские места известны в Санкт-Петербурге?
9. Дополните ответы своими знаниями.
3. В чём вы видите благозвучие речи в стихах Пушкина?
Благозвучие – это гармоничное сочетание звуков, приятное для слуха и воспроизведения. Критерии:
— чередование гласных и согласных звуков: поле, зима, лето, милый;
— сочетания из двух согласных в начале и середине слова: друг, весло, круглый;
— наличие вариантов предлогов «к — ко», «с — со», «о — об —обо», «под — подо», «над — надо»: к нему, ко мне; с тобой, со всеми; о ней, об этом, обо всём; под ним, подо мной; над ним, надо мной.
Прослушайте письмо Татьяны к Онегину в исполнении актёра Иннокентия Смоктуновского (1980)
Прослушайте письмо Татьяны к Онегину в исполнении актрисы
Ольги Будиной
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
XXXI
Письмо́ Татья́ны к Онегину
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
XXXII
Письмо́ Онегина к Татья́не
Предви́жу всё: вас оскорби́т
Печа́льной тайны объясненье.
Како́е го́рькое презренье
Ваш го́рдый взгляд изобрази́т!
Чего́ хочу́? с како́ю це́лью
Откро́ю ду́шу вам свою́?
Како́му зло́бному весе́лью,
Быть мо́жет, по́вод подаю́!
Случа́йно вас когда́-то встре́тя,
В вас и́скру не́жности за́метя,
Я ей пове́рить не посме́л:
Привы́чке ми́лой не дал хо́ду;
Свою́ посты́лую свобо́ду
Я потеря́ть не захоте́л.
Ещё одно́ нас разлучи́ло…
Несча́стной же́ртвой Ле́нский пал…
Ото всего́, что се́рдцу ми́ло,
Тогда́ я се́рдце оторва́л;
Чужой для всех, ниче́м не свя́зан,
Я ду́мал: во́льность и поко́й
Заме́на сча́стью. Бо́же мой!
Как я оши́бся, как нака́зан.
Нет, помину́тно ви́деть вас,
Повсюду сле́довать за ва́ми,
Улы́бку уст, движе́нье глаз
Лови́ть влюблёнными глаза́ми,
Внимать вам до́лго, понима́ть
Душо́й все ва́ше соверше́нство,
Пред ва́ми в му́ках замира́ть,
Бледне́ть и га́снуть… вот блаже́нство!
И я лишён того́: для вас
Тащу́сь повсюду наудачу;
Мне до́рог день, мне до́рог час:
А я в напра́сной ску́ке тра́чу
Судьбо́й отсчи́танные дни.
И так уж тя́гостны они́.
Я зна́ю: век уж мой изме́рен;
Но чтоб продли́лась жизнь моя́,
Я у́тром до́лжен быть уве́рен,
Что с ва́ми днем уви́жусь я…
Бою́сь: в мольбе́ мое́й смире́нной
Уви́дит ваш суро́вый взор
Зате́и хи́трости презре́нной —
И слы́шу гне́вный ваш уко́р.
Когда́ б вы зна́ли, как ужа́сно
Томи́ться жа́ждою любви́,
Пыла́ть — и ра́зумом всеча́сно
Смиря́ть волне́ние в крови́;
Жела́ть обня́ть у вас коле́ни
И, зарыда́в, у ва́ших ног
Изли́ть мольбы́, признанья, пе́ни,
Все, все, что вы́разить бы мог,
А ме́жду тем притво́рным хла́дом
Вооружа́ть и речь и взор,
Вести́ споко́йный разгово́р,
Гляде́ть на вас весёлым взгля́дом!..
Но так и быть: я сам себе́
Проти́виться не в си́лах бо́ле;
Все решено́: я в ва́шей во́ле
И предаю́сь мое́й судьбе́.
XLVII Ответ Татьяны Онегину
А сча́стье бы́ло так возмо́жно,
Так бли́зко!.. Но судьба́ моя́
Уж решена́. Неосторо́жно,
Быть мо́жет, поступи́ла я:
Меня́ с слеза́ми заклина́ний
Моли́ла мать; для бе́дной Та́ни
Все бы́ли жре́бии равны́…
Я вы́шла за́муж. Вы должны́,
Я вас прошу́, меня́ оста́вить;
Я зна́ю: в ва́шем се́рдце есть
И го́рдость и пряма́я честь.
Я вас люблю́ (к чему́ лука́вить?),
Но я друго́му отдана́;
Я бу́ду век ему́ верна́».
На картине художника И.Е. Репина Александр Пушкин на экзамене в лицее в Царском Селе (сейчас г. Пушкин) читает своё стихотворение
«Воспоминание в Царском селе»
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.
1. Прочитайте стихотворение. Объясните, как вы его понимаете.
ПОРА́, МОЙ ДРУГ, ПОРА́ !
Пора́, мой друг, пора́! Поко́я се́рдце про́сит –
Летя́т за дня́ми дни, и ка́ждый час уно́сит
Части́чку бытия́, а мы с тобо́ й вдвоём
Предполага́ем жить… И глядь – как раз – умрём.
На све́те сча́стья нет, но есть поко́ й и во́ля.
Давно́ зави́дная мечта́ется мне до́ля –
Давно́, уста́лый раб, замы́слил я побе́г
В оби́тель да́льнюю трудо́в и чи́стых нег.
1.1. Прослушайте исполнение студента из Бразилии.
2. Прочитайте стихотворение.
Пусто́е вы серде́чным ты
Она́, обмо́лвясь, замени́ла
И все счастли́вые мечты́
В душе́ влюблённой возбуди́ла.
Пред ней заду́мчиво стою́,
Свести́ оче́й с неё нет си́лы;
И говорю́ ей: как вы ми́лы!
И мы́слю: как тебя́ люблю́! (1828 г.)
3. Прочитайте стихотворение. Объясните, как вы его понимаете.
Золото и булат
«Всё моё», — сказа́ло зла́то;
«Всё моё», — сказа́л була́т.
«Всё куплю́», — сказа́ло зла́то;
«Всё возьму́», — сказа́л була́т. (1827 г.)
4. Прочитайте стихотворение. Объясните, как вы его понимаете.
Я вас люби́л: любо́вь ещё, быть мо́жет,
В душе́ мое́й уга́сла не совсе́м;
Но пусть она́ вас бо́льше не трево́жит;
Я не хочу́ печа́лить вас ниче́м.
Я вас люби́л безмо́лвно, безнадёжно,
То ро́бостью, то ре́вностью томи́м;
Я вас люби́л так и́скренно, так не́жно,
Как дай вам бог люби́мой быть други́м. (1829 г.)
1. Прочитайте повесть А.С. Пушкина «Метель»
Метель (драма, реж. Владимир Басов, 1964 г.) Режиссёр: Басов Владимир Сценарист: Басов Владимир Композитор: Свиридов Георгий Оператор: Вронский Сергей Художник-постановщик: Куманьков Евгений
Наша страна имеет свою особенную историю. Отличительные черты русского характера формировались веками, они впитывали в себя разные эпохи: объединение Руси, язычество, принятие христианства, монархию, войны, междоусобные войны, Советскую власть, распад Советского Союза, особенности климата огромной страны − все эти обстоятельства формируют основные качества русского народа.
Национальный характер − это совокупность наиболее значимых черт нации, по которым можно отличить представителя одной нации от другой.
У каждого народа свой характер. О русском национальном характере, русской душе мы узнали из литературных произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А.Т. Твардовского, В.П. Астафьева, В.П. Распутина и других.
Любой язык – это зеркало культуры, в котором отражаются реальные условия жизни народа, его самосознание, менталитет, образ жизни, традиции, обычаи, система ценностей и национальный характер.
Русский характер не вмещается в строгие рамки, в каждом русском живет дух противоречия. Русский народ одновременно религиозен и суеверен, добр и строг, очень эмоционален, дружелюбен, открыт и склонен к проявлению свободной воли, не любит следовать строгим правилам. Ему присуще трудолюбие, яркое творческое начало, образность мышления, чувство юмора, самоирония.
Русским народом «можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».
Н. Бердяев (русский философ)
Необходимо отличать фразеологизмы от афоризмов, пословиц и поговорок.
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов – идиомы, чаще передаваемые из уст в уста. Использование устойчивых оборотов − это проявление мудрости и лингвистического чутья. Во многих фразеологических оборотах русского языка отражаются традиции, обычаи и поверья русского народа. С давних времён в русском языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляют в разговоре, но часто даже не догадываемся об их происхождении, между тем их история интересна и поучительна.
Фразеология – одно из самых ярких средств языка, придающих ему выразительность, во фразеологизмах отражена мудрость народа.
Характеристика персонажа с использованием фразеологизмов – это показатель высокого уровня национальной культуры, умения пользоваться языковым инструментарием как красочным изобразительным средством языка.
ПОСЛОВИЦА,-ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
ПОГОВОРКА − «Складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» (В.И. Даль)
Али-баба и сорок разбойников. Видеть на аршин под землёй.
АФОРИЗМ, -а, м. Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. || прил. афористический, -ая, -ое.
«Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку». [Конфуций]
ФРАЗЕОЛОГИЗМ, -а.м. В языкознании: устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому.
Душа нараспашку ( открытая); сломя голову (быстро).
2. Изучите темы, выберете одну/две темы, найдите и запишите пословицы, поговорки и фразеологизмы на выбранную тему.
3. Предложите варианты пословиц, фразеологизмов своего народа по выбранной теме.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма. Создатель «Истории государства Российского» – одного из первых трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803). Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка.
3. Ответьте на вопросы и сделайте задания
1) Какой смысл в слове «бедная» в названии «Бедная Лиза»?
2) Какой эпизод говорит о влюблённости Лизы?
3) Какие прилагательные характеризуют Эраста?
4) Как автор готовит читателя к трагическому концу (описание настроения, слова Лизы, явление природы).
5) Как меняется природа от происходящих событий героини?
6) Какие слова и словосочетания показывают любовь Лизы?
7) Какие варианты финала могли бы быть? Придумайте концовку.
8) Прочитайте по ролям.
1. Прочитайте «Повесть о Петре и Февронии» (хрестоматийный вариант)
Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. В основе повести лежит местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Автора нет, но записал её монах Ермолай — Еразм.
2. Сделайте письменно задания и ответьте на вопрос №5
1. Определите тему (о чём?).
2. Идею (зачем?).
3. Запишите основные проблемные вопросы.
4. Чем Пётр и Феврония заслужили звания святых?
3. Сравните с ответом ученика
1. Посмотрите три фильма «Напарник», «Наваждение», «Операция «Ы» (1965)
https://ok.ru/video/86076951105
Режиссёр фи́льма Леони́д Гайда́й (1923-1993г.г.). Не одно́ поколе́ние зри́телей в Росси́и лю́бит и хорошо́ зна́ет его́ фи́льмы. Они́ ста́ли кла́ссикой, пре́жде всего́, сове́тского кино́. И сего́дня мы цити́руем геро́ев фи́льмов Леони́да Гайда́я. Изве́стные всем фра́зы из его́ фи́льмов ста́ли ча́стью обще́ния.
Фи́льмы Леони́да Гайда́я:
«Деловы́е лю́ди» (1962 г.) «Опера́ция «Ы» и други́е приключе́ния Шу́рика» (1965 г.) «Кавка́зская пле́нница, и́ли но́вые приключе́ния Шу́рика» (1966г.) «Бриллиа́нтовая рука́» (1968г.) «Ива́н Васи́льевич меня́ет профе́ссию» (1973г.)
О фи́льме «Опера́ция «Ы» и други́е приключе́ния Шу́рика» (1965г.)
Гла́вный герой фи́льма – студе́нт политехни́ческого институ́та Алекса́ндр, кото́рого все зову́т про́сто Шу́рик.
1) Шу́рик в свобо́дное вре́мя подраба́тывает на стройке. Там с ним случа́ются о́чень смешны́е исто́рии («На стройке»).
2) Но пре́жде всего́ Шу́рик студе́нт, а у студе́нтов гла́вная и тру́дная зада́ча – экза́мены. Во вре́мя экза́менов со студе́нтами случа́ются ра́зные смешны́е исто́рии.
В ва́шей студе́нческой жи́зни, наверняка́, то́же случа́лись курьёзные/весёлые ситуа́ции?
3) Живёт Шу́рик не в общежи́тии, он снима́ет ко́мнату в до́ме у же́нщины, кото́рая рабо́тает ночны́м сто́рожем на скла́де. Одна́жды Шу́рик выхо́дит вме́сто ба́бушки на рабо́ту… И и́менно в э́ту ночь ему́ прихо́дится боро́ться с «опа́сными» граби́телями («Опера́ция «Ы»).
Вопросы и задания перед просмотром фильма
2)Как вы думаете, о чём фильмы с такими названиями?
3) В каком фильме вы услышите отрывок из этого стихотворения?
Вдоль ма́леньких до́миков бе́лых
ака́ция ду́шно цветёт.
Хоро́шая де́вочка Ли́да
на у́лице Ю́жной живёт.
В око́нном стекле́ отража́ясь,
по ми́ру идёт не спеша́,
хоро́шая де́вочка Ли́да.
Да чем же она́ хороша́?
Спроси́те об э́том мальчи́шку,
что в до́ме напро́тив живёт.
Он с и́менем э́тим ложи́тся
и с и́менем э́тим встаёт.
Неда́ром на ка́менных пли́тах,
где ми́лый боти́нок ступа́л,
«Хоро́шая де́вочка Ли́да», —
в отча́янье он написа́л.
Не мо́жет люде́й не растро́гать
мальчи́шки упря́мого пыл.
Так Пу́шкин влюбля́лся, должно́ быть,
так Ге́йне, наве́рно, люби́л.
Задание для самостоятельной работы
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА – это слова, которые принадлежат к одной части речи с общим основным компонентом значения.
Посмотрите ПРИМЕРЫ лексико-семантической группы в словаре. ⬇️
Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизиро ванный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз. – Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998 г.
1.Посмотрите таблицу с праздникам, которые отмечают в России.
Государственные праздники | Православные праздники | Праздники, которые отмечают не официально |
---|---|---|
1 января Новый год | 7 января Рождество Христово | 1 апреля День смеха |
23 февраля День защитника Отечества | 17 марта 2024 год Масленица и Прощёное воскресенье | 22 апреля День рождения В.И. Ленина (субботник) |
8 марта Международный женский день | 7 апреля Благовещенье | 19 мая День пионерии |
1 мая Праздник Весны и Труда | Через 40 дней после Прощёного воскресения или масленицы | 24 мая День славянской письменности и культуры (Кирилла и Мефодия) |
9 мая День Победы | 23 июня в 2024 году День Святой Троицы | 6 июня День русского языка (день рождения А.С. Пушкина) |
12 июня День России | 7 июля День Ивана Купала | 7 ноября День Октябрьской революции |
Четвёртое воскресенье июля День Военно-морского флота | 21 сентября Рождество пресвятой Богородицы | 24 ноября День матери |
1 сентября День знаний | ||
4 ноября День народного единства | ||
12 декабря День Конституции |
2. Подготовьте рассказ об одном из праздников.