Учебные пособия

Грамматика. Собирательные числительные

1. Изучите теорию

двóе трóе чéтверо пя́теро шéстеро сéмеро вóсьмеро дéвятеро дéсятеро
óба (муж.) óбе (жен.)

⏤ после собирательного числительного существительное стоит в родительном падеже множ. числа (двóе учеников);
⏤ после óба, óбе существительное стоит в родительном падеже ед. числа (óба студента, óбе студентки);
⏤ изменяются по вопросам как прилагательные во множ. числе

(шестеро студентов, шестерых студентов, шестерым студентам, шестерых студентов, с шестерыми студентами, о шестерых студентах)

Употребляются:

дво́е студе́нтов тро́е мужчи́н дво́е спортсме́нов
лица мужского пола

се́меро козля́т че́тверо котя́т дво́е львят
детёныши животных

тро́е су́ток дво́е брюк тро́е но́жниц
только множественное число (Pluralia tantum)

тро́е дете́й пя́теро люде́й
дети / люди только в именительном и винительном падежах

Нельзя употреблять собирательные числительные:
с существительными, которые обозначают лиц женского пола:
двое подруг (верно – две подруги), трое студенток (верно – три студентки).
с существительными мужского рода, обозначающими названия животных:
двое зайцев (верно – два зайца), пятеро волков (верно — пять волков).

2.Выполните упражнения

Упражнение 1 Измените по падежам.
Четверо друзей, трое братьев, все семеро, двое суток, трое саней, оба товарища, обе подруги.

Упражнение 2 Используйте собирательные числительные, употребляйте существительные в нужной форме:
1) Весь вечер я не мог дозвониться до 3 (свой друг).
2) Шли 7 (человек): 5(взрослый) и 2 (ребёнок).
3) В нашей группе лучше всех учатся 4 (студентка).
4) Тебя ждут 5 (молодой человек).
5) 5 (спортсмен) и 4 (спортсменка) были вручены золотые медали.
6) После 3 (сутки) дороги можно думать только об отдыхе.
7) Мы попробуем (оба, обе) вариант.
8) Я держал вазу (оба, обе) руками, чтобы не разбить.
9) Мы искали учебник в книжном шкафу на (оба, обе) полках.
10) Я знаком с (оба, обе) твоими сёстрами.

Упражнение 3 Напишите вместо цифр собирательные числительные.
1) 3 здесь делать нечего, эту работу может сделать один человек.
2) Вам 2 я ничем не могу помочь.
3) Лифт для 4, а нас 5, кто-то пойдёт по лестнице.
4) Он работает за 10.
5) На экскурсии нас было 6.
6) 2 всегда проще справиться с проблемой.
8) Для 6 здесь достаточно места.

Упражнение 4
А) Составьте словосочетания, выбирайте нужные числительные


1) (два, две, двое) – мальчики, девочки, студенты, студентки, женщины, дети.
2) (три, трое) – комнаты, друзья, прохожие, ученики, ученицы.
3) (четыре, четверо) – братья, сёстры, военные, друзья.
4) (пять, пятеро) – они, сутки, часы, книги.
5) (шесть, шестеро) – юноши, мужчины, бабушки, дедушки.
6) (семь, семеро) – жёны, мужья, мамы, мы, вы.

Б) Составьте предложения с некоторыми словосочетаниями.

Чтение. Хищные животные: деепричастный оборот

 Комо́дский вара́н

3. Найдите деепричастные обороты. Замените эти предложения на сложные со словом когда и запишите.

«Который» в сложном предложении

1.Читайте. Изучайте.

Окончание в слове «который» меняется в зависимости от падежных вопросов, как и прилагательное.
The ending in the word «which» varies depending on case questions, as does the adjective.
La fin du mot » lequel» change en fonction des questions de cas, tout comme l’adjectif.

Существительное в главной части определяет род и число для слова «который», а глагол в придаточной части определяет падеж.
The noun in the main part determines the gender and number for the word «which», and the verb in the subordinate part determines the case.

Я ду́маю о дру́ге, с кото́рым мы путеше́ствовали.

Я люблю сестру. Я о сестре (6) часто думаю.

Я люблю́ сестру́, о кото́рой ча́сто ду́маю.

Я делаю задания. Заданий (2) нет в учебнике.

Я де́лаю зада́ния, кото́рых нет в уче́бнике.

1) Вы зна́ете моего́ бра́та. Мой брат живёт со мной.
2) Вы зна́ете моего́ бра́та. У бра́та есть но́вый автомоби́ль.
3) Вы зна́ете моего́ бра́та. Я дал бра́ту велосипе́д.
4) Вы зна́ете моего́ бра́та. Я люблю́ бра́та.
5) Вы зна́ете моего́ бра́та. Я люблю́ с бра́том играть.
6) Вы зна́ете моего́ бра́та. Я ду́маю о бра́те.

Б) Продолжите предложения с объектом в женском роде.
Continue sentences with a feminine object.

1) Вы зна́ете мою́ сестру́. Моя́ сестра́ живёт со мной.
2) Вы зна́ете мою́ сестру́. У сестры́ есть но́вый автомоби́ль.
3) Вы зна́ете мою́ сестру́. Я дал сестре́ велосипе́д.
4) Вы зна́ете мою́ сестру́. Я люблю́ сестру́.
5) Вы зна́ете мою́ сестру́ Я люблю́ игра́ть с сестро́й.
6) Вы зна́ете мою́ сестру́. Я ду́маю о сестре́.

В) Продолжите предложения с объектом во множественном числе.
Continue sentences with the plural object.

1) Вы зна́ете мои́х друзе́й. Мои́ друзья́ живу́т со мной в общежи́тии.
2) Вы зна́ете мои́х друзе́й. У друзе́й есть но́вая игра́.
3) Вы зна́ете мои́х друзе́й. Я дал друзья́м велосипе́д.
4) Вы зна́ете мои́х друзе́й. Я люблю́ друзе́й.
5) Вы зна́ете мои́х друзе́й. Я люблю́ с друзья́ми игра́ть.
6) Вы зна́ете мои́х друзе́й. Я ду́маю о друзья́х.

Если нужно изменить предложение с причастным оборотом на сложное предложение со словом который, надо преобразовать причастие в глагол, от которого он образовался.
If you need to change a sentence with a participial turn to a complex sentence with the word which, you need to convert the participle into the verb from which it was formed.

1) Студент (1), играющий на гитаре, хорошо поёт.
играющий — играет (студент)
Значит:
Студент, который играет на гитаре, хорошо поёт.

2) О студенте (6), играющем на гитаре, много говорят.
играющий — играет (студент)
Значит:
О студенте, который играет на гитаре, много говорят.

Студент, написавший стих, любит поэзию.
написавший — написал (студент)
Значит:
Студент, который написал стих, любит поэзию.

1.Студе́нты внима́тельно слу́шали преподава́теля, объяс­нявшего грамма́тику.
2. Моя́ сестра́, мечта́вшая стать врачо́м, поступи́ла в медици́нский институ́т.
3. Ну́жно зайти́ к лабора́нту, рабо́тающему в кабине́те хи́мии.
4. Вы должны́ встре­тить студе́нтов, приезжа́ющих сего́дня.
5. Я не зна́ю челове­ка, позвони́вшего мне вчера́.
6. Студе́нты, гото́вящиеся к экза́менам, занима́ются в чи­тальном за́ле.
7. Вы зна́ете де́вушку, пе́вшую вчера́ на ве́чере?
8. Мы встреча́лись с учёными, изуча́ющими Антаркти́ду.
9. Рабо́чим, стро́ящим э́то зда́ние, ну́жно зако́нчить все рабо́ты.
10. Студе́нты поблагодари́ли дека́на, поздра́вившего их с оконча́нием уче́бного го́да.
11. Наша футбольная команда играла с командой, приехав­шей из другого города.
12. Студенты встретились с артистами, игравшими в известных фильмах.
13. Анвар прочитал текст об учёном, создавшем периодический закон химических элемен­тов.
14. На конференции выступали молодые учёные, окон­чившие университет в прошлом году.
15. Вы знаете худож­ницу, написавшую эту картину?
16. В студенческом клубе была встреча с журналистом, работавшим несколько лет в газете.
17. Полицейский подошёл к машине, остановившей­ся на углу улицы.

Контрольная работа (причастия)

1. Чтение. Понимание.

Б) Ответьте на вопрос. Как вы думаете какое значение слова «эрмитаж» используется автором текста?

2. Замените предложения с причастным оборотом сложными предложениями со словом КОТОРЫЙ

3. Вставьте вместо точек действительные или страдательные причастия.

4. Вставьте вместо точек нужный глагол.

5. * Сделайте редакцию текста. Измените, где возможно, активную конструкцию на пассивную (глаголы на причастия или деепричастия).

Чтение. Петропавловская крепость

1.Изучите новые слова

2.Прочитайте текст. Переведите новые слова.

3. Напишите вопросный план текста. Используйте вопросные слова: где, когда, куда, откуда, как, зачем, почему, какой, что, кто.

4. Посмотрите фильм. Измените и запишите предложения с причастными оборотами на предложения со словом КОТОРЫЙ.

5. Напишите вопросы для диалога по фильму.

Союзы что, чтобы, который, потому что, поэтому

Задания

1.1.Замените прямую речь косвенной. Используйте союзы ЧТО, ЧТОБЫ
Replace direct speech with indirect speech. Use the the conjunctions ЧТО, ЧТОБЫ

1.2. Составьте из двух предложений одно сложное с союзом ЧТОБЫ
Make a sentence with the the conjunction ЧТОБЫ

1.3. Составьте вопросы для диалогов.

Образец:
⏤ Заче́м ты идёшь в теа́тр?
⏤ Я иду́ в теа́тр, что́бы смотре́ть спекта́кль.

⏤ О чём тебе́ написа́л твой оте́ц?
⏤ Он написа́л, что он прие́дет за́втра, и что́бы я его́ встре́тил.

2.Сложное предложение со словом который (-ая, -ые)
Complex sentences with the word который

Э́то студе́нты,кто?
кото́рые у́чатся в на́шей гру́ппе.
у кого́?
у кото́рых мы бы́ли вчера́.
кому́?
кото́рым я дал свой уче́бник.
кого́?
кото́рых мы ви́дели на ве́чере.
с кем?
с кото́рыми я учи́лся в шко́ле.
о ком?
о кото́рых мы говори́ли.

2.1. Закончите предложения со словом КОТОРЫЙ.
Finish the sentences with the word КОТОРЫЙ.

3. Сложные предложения с союзами потому что/ поэтому
Complex sentences with the the conjunctions
потому что / поэтому

3.1. Ответьте на вопросы.

3.2. Измените эти предложения с союзом поэтому
Change these sentences with the help of the conjunction поэтому

Грамматика. Личные местоимения Personal pronouns

1.Изучите местоимения.

2.Читайте примеры.

3. Пишите свои примеры

Используйте личные местоимения: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они и глаголы: писать, решать, делать, смотреть, переводить и другие.
Use personal pronouns… . and verbs: write, decide, do, look, translate and others.

4. Изучите местоимения — прямые дополнения и косвенные дополнения без предлога

Learn pronouns — direct objects and indirect objects without a preposition.

Прямые дополнения отвечают на вопрос кого?
Direct additions answer the question of кого?
Косвенные дополнения без предлога отвечают на вопрос кому?
Indirect additions without a preposition кому?

5. Прочитайте текст. Найдите все местоимения. Составьте свой текст о друге, о подруге, о сестре, о маме, о папе, о брате.

Read the text. Find all the pronouns. Compose your text about a friend, about a friend, about a sister, about a mom, about a dad, about a brother.

Я и мой друг живём в большо́м го́роде. Мы у́чимся в университе́те. Нам нра́вится тут учи́ться. Я помога́ю дру́гу, а он помога́ет мне. Ещё у меня́ есть ма́ленькая сестра́. Её зову́т Ма́ша . Ей 4 го́да. Она любит ездить на велосипе́де. Его́ ей подари́л мой друг. Он о́чень хоро́ший друг.

6. Местоимения — косвенные дополнения с предлогами: без, от, за, к, у, на, над, с, о

Pronouns are indirect objects with prepositions: без, от, за, к, у, на, над, с, о


Без меня; от меня; за мной; у меня;
без тебя; от тебя; за тобой; к тебе; у тебя; над тобой; с тобой; о тебе;
без нас; от нас; за нами; к нам; у нас; над нами; с нами; о нас;
без вас; от вас; за вас; к вам; у вас; над вами; с вами; о вас.


Мы не будем  ужинать без тебя. We won’t have dinner without you.
Сегодня у меня хорошее настроение. Today I am in a good mood.
Над нами голубое небо. The sky is blue above us.
Я думаю о вас. I’m thinking of you.
Мы едем к вам.We are going to you.

Обратите внимание!

 Личное местоимение «я»  пишется с предлогами «надо», «со», «ко», «обо»
The personal pronoun «I» is written with prepositions «надо», «со», «ко», «обо»

  • надо мной;
  • ко мне;
  • со мной
  • обо мне.

    Обратите внимание!

 Местоимения 3 лица единственного и множественного числа после предлога пишутся с начальной буквы «н»:
The pronouns of the 3rd person singular and plural after the preposition are written with the initial letter «n».

  • он, оно — к нему, от него, у него;
  • она — без неё, над ней, для неё;
  • они — у них, к ним, с ними.

У меня есть друг. У него есть машина.
    I have a friend. He has a car.

Моя подруга очень красивая. У неё большие голубые глаза.
My friend is very beautiful. She has big blue eyes.

Она долго шла рядом с ним.
She walked beside him for a long time.

7. Составьте предложения. Используйте эти словосочетания. Используйте разные формы глаголов.

Модель: Преподаватель занимался со мной физикой.

8. Вставьте предлоги. 

Грамматика. Лексика. Песня «Хочешь?» Do you want? (русский, английский, французский)

Хочешь? Tu veux?

Чтение: от простого к сложному (космос)

1.Изучите слова

Вокабуляр

скафа́ндрspace suitcombinaison spatiale
косми́ческое не́бо space environmentespace extra-atmosphérique
бьётся се́рдцеheart beatsle cœur bat
свобо́дное космическое пла́ваниеfree swimming in spacenage libre dans l’espace
косну́ться стены́ touch the walltoucher le mur
шлю́зsluicepasserelle de transition
оттолкну́тьсяpush offse repousser
враща́тьсяrevolvetournoyer
фал (трос)halyarddrisse

2.Читайте и переводите отрывок из книги космонавта.

Вот и косми́ческое не́бо. Я пе́рвый ви́жу ко́смос с миллиа́рдами звёзд из скафа́ндра! Люк ме́дленно уходи́т вверх, и открыва́ется окно́ в ко́смос. Я ви́дел звёздную карти́ну на косми́ческом не́бе.
Всё гото́во к вы́ходу.
Выхожу́ и ви́жу бескра́йнее чёрное не́бо и звёзды… Здесь они́ о́чень я́ркие.
Вре́мя тянется о́чень-о́чень до́лго. Я жду кома́нду, что́бы вы́йти в откры́тый ко́смос.
Я слы́шу го́лос:
— Лёша, начина́й вы́ход!
— По́нял, я пошёл!
Бы́ло так ти́хо, что я слы́шал, как бьётся моё се́рдце. Слы́шал своё дыха́ние. Со́лнце бы́ло неземно́е: я́ркое и о́чень жа́ркое.
— Внима́ние, внима́ние! Челове́к вы́шел в откры́тое косми́ческое простра́нство и нахо́дится в свобо́дном пла́вании!
Я косну́лся стены́ шлю́за, си́льно толкну́лся от неё и вдруг на́чал враща́ться: снача́ла че́рез го́лову, а пото́м сле́ва-напра́во. Фал (трос) на́чал опу́тывать меня́. Э́то пло́хо, потому́ что он связа́л меня́. И хорошо́, потому́ что враще́ние ста́ло ме́дленным. Я останови́лся. Ря́дом был кора́бль. Фал стал ползти́ с меня́. Он висе́л ме́жду мной и кораблём. Я по́нял — ре́зкие движе́ния в ко́смосе де́лать нельзя́. Я получи́л о́пыт пла́вания в откры́том ко́смосе.
Гла́вное, я по́нял: В КО́СМОСЕ ЖИТЬ И РАБО́ТАТЬ МО́ЖНО.

3. Ответьте на вопросы.

  1. Что можно в космосе?
  2. Что нельзя в космосе?
  3. Кто первый человек в открытом космосе?