Учебные пособия

Монолог Сатина о правде из пьесы М. Горького «На дне» 

Выучить наизусть монолог Сатина о правде из пьесы М. Горького «На дне» 

Сатин. Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости!..

Критерии оценивания:                                                                                                                        

«5» — прочтение без запинки, с выражением ( характер героя, понимание сути отрывка, паузы, интонация, выделение знаков препинания)                                                                                                     

«4»- 1-2 запинки, «начал сначала», с выражением                                                                              

«3»- часто запинался, без выражения                                                                                          

«2» — не выучил

 

Пилютов Пётр Андреевич

 

Пилютов Пётр АндреевичPiliutovPetAndr

Родился 23 Декабря 1906 года в деревне Лучин, ныне Рогачевского района Гомельской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. С 1924 года — рабочий металлургического завода в городе Аша Челябинской области. С 1928 года в Красной Армии. Окончил военную школу авиационных техников в 1932 году, Качинскую военную школу лётчиков в 1935 году. Принимал участие в спасении челюскинцев в 1934 году.

Участник боёв у озера Хасан в 1938 году, Советско — Финляндской войны 1939 — 1940 годов.

С Июня 1941 года Капитан П. А. Пилютов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 154-го ИАП ( 29-го Гвардейского ИАП ).

17 Декабря 1941 года заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Капитан П. А. Пилютов в воздушном бою у озера Ладожское с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранение, сумел посадить свой подбитый самолёт. К этому времени совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 6 и в составе группы 4 самолёта противника.

10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К МАю 1945 года Гвардии подполковник П. А. Пилютов сбил 17 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1955 года Гвардии полковник П. А. Пилютов — в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Умер 24 Марта 1960 года.

Награждён орденами: Ленина ( четырежды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды); медалями. В городе Аша его имя носит парк, а в Ленинграде — улица.

* * *
Пётр Пилютов родился в 1906 году, в глухой деревеньке Лучин. В 8 лет мальчик остался без матери. Отец, безземельный батрак, не мог один прокормить 4-х детей. Пришлось Пётру переехать на хутор к деду. Три года спустя свершилась революция…

В 14 лет Пётр уехал в город, устроился молотобойцем на металлический завод. Хоть ростом был невелик, зато в плечах широк. Через 2 года он освоил новую специальность: стал слесарем — арматурщиком. С 1924 года работал на металлургическом заводе в городе Аша Челябинской области.

С 1928 года началась его служба в рядах Красной Армии — вначале связистом. Однажды в часть прибыл представитель Ленинградской авиационно — технической школы. И так увлекательно рассказывал об авиации, что Пётр загорелся: стану авиационным техником !

В авиационно — техническую школу он поступил в 1930 году. Закончив её через 2 года, получил назначение в 40-ю Ленинградскую авиационную эскадрилью, которая базировалась на Дальнем Востоке. В один из Февральских дней 1934 года Пилютова вызвал к себе командир части и сообщил, чтобы тот срочно подготовил к полету самолёт для перелета на Чукотку…
Так авиационный механик Пётр Пилютов оказался в группе авиаторов, которой было поручено выполнить ответственное правительственное задание, связанное со спасением челюскинцев. Он работал авиационным механиком на самолёте старейшего полярного лётчика Василия Сергеевича Молокова.

Их самолёт Р-5, выкрашенный в голубой цвет, стал поистине легендарным. Именно на этом самолёте Молоков вывез со льдины на материк 39 человек. Немалая заслуга в этом и Пётра Пилютова. Заключалась она не только в отличной подготовке машины к полётам. Закрепив под плоскостями ящики от грузовых прашютов, Пилютов создал 2 дополнительные кабины. И хотя пассажиры чувствовали себя в них не очень свободно, каждый предпочитал лететь в «пилютовской кабине», чем сидеть на весьма ненадёжной льдине.

Молоков любил и ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, за смекалку и мастерство. Опытный пилот очень скоро заметил неодолимую тягу Пилютова к лётной работе, и как ни тяжело было ему расставаться с ним, отправил его в Качинскую школу лётчиков.

Закончив её в 1935 году, Пётр Пилютов опять попал на Дальний Восток, в ту же 40-ю авиаэскадрилью. Здесь прошёл путь от рядового лётчика до командира звена. В 1936 году, впервые в истории нашей авиации, пилотируя лёгкий бомбардировщик — разведчик Р-5, атаковал японский самолёт, нарушивший нашу границу, и сбил его из курсового пулемёта ! За этот поединок Пётр Пилютов был награждён медалью «За отвагу».

Самолёт Р-51_29_a1

Самолёт Р-5. На такой машине П. А. Пилютов одержал первую победу.
В 1938 году Пилютов участвовал в боях с японцами у озера Хасан, затем — в Советско — Финляндской войне 1939 — 1940 годов.

Великая Отечественная война застала Капитана П. А. Пилютова в Ленинграде, где он командовал группой лётчиков, осваивающих новый самолёт МиГ-3. Именно на этой машине Пётр и вступил в свой первый воздушный бой с немецкими лётчиками. Затем воевал в должности командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка.

В Ноябре 1941 года ударили ранние морозы. Навигация на Ладоге закончилась, но коммуникация продолжала действовать. Через Ладожское озеро была проложена ледовая трасса, которая для защитников города стала Дорогой жизни, как назвали её ленинградцы.pilyutov6
Противник подвергал Дорогу жизни непрерывным ударам. Днём и ночью над Ладогой не смолкал рёв моторов вражеских самолётов. Фугасные бомбы и артиллерийские снаряды взламывали лёд, вызывали потери в людях и автотранспорте. Самоотверженно, проявляя чудеса героизма, защищали её наши лётчики и зенитчики. Они надёжно контролировали воздушные подходы к ледовой трассе, решительно и смело отражали налёты самолётов противника.

За период действия ладожской трассы советские лётчики совершили более 8000 боевых вылетов, провели 203 воздушных боя, в которых с обеих сторон участвовало свыше 1300 самолётов, уничтожили в воздухе и на земле около 100 вражеских машин. Ладога стала передним краем обороны Ленинграда, надёжной кормилицей жителей города. За 5 зимних месяцев через Ладожское озеро было доставлено в Ленинград 360 000 тонн продовольствия, топлива, горючего и боеприпасов.

С конца Ноября 1941 года для сопровождения транспортных самолётов и прикрытия Ладожской трассы стали привлекаться лётчики 154-го авиаполка под командованием батальонного комиссара А. А. Матвеева и 286-го авиаполка Майора П. Н. Баранова. Советским лётчикам пришлось сразу включиться в напряжённую работу.

Истребитель Р-40
17 Декабря 1941 года Пётр Пилютов на истребителе Р-40 «Киттихаук» в одиночку вылетел на сопровождение 9 транспортных Ли-2, перевозивших из осаждённого Ленинграда на Большую землю женщин и детей. Конечно, транспортные самолёты, да ещё и с детьми, прыкрывались обычно группой истребителей, но в данном случае сложились непредвиденные обстоятельства…

В Ленинград Пилютов прилетел во главе четвёрки, но пара истребителей ушла на прикрытие транспортных самолётов срочно вылетевших в Кронштадт, а один истребитель был повреждён на аэродроме во время внезапно начавшегося артиллерийского обстрела. Снаряды могли поразить и самолёты с детьми. Решение было принято мгновенно — немедленно взлетать !
Ли-2 летели на предельно малой высоте, а охранявший их истребитель под самой кромкой облаков. Так лётчику удобнее было вести наблюдение, а самому оставаться менее заметным для противника.

В район Новой Ладоги на группу Ли-2 неожиданно напали 5 немецких истребителей Ме-109F. Противник не видя советского истребителя — предвкушал лёгкую победу. Воспользовавшись этим, Пилютов из — под облаков как снег на голову свалился на ведущего вражеской группы и спервой же очереди сбил его. Это сначала ошеломило неприятеля, но затем определив, что имеют дело лишь с одним советским истребителем, немцы решили разделаться с ним.

В жестоком бою Пётру Пилютову удалось поджечь ещё один «Мессер». Однако и его самолёт был подбит — мотор заглох. Пришлось садиться на озеро. Противник, кружа над его машиной, продолжал обстрел из пушек и пулемётов. 21 ранение получил отважный лётчик. Но задачу он выполнил — вывел транспортные самолёты из — под удара, приняв его на себя. Спустя месяц Пётр Пилютов был уже в строю и продолжил борьбу в небе Ленинграда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество заместителю командира 154-го истребительного авиационного полка Капитану Пилютову Петру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( № 885 ).

В 1944 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков.

Як-7Б из состава 29-го ГвИАП.
Вскоре Подполковник П. А. Пилютов принял под командование 29-й Гвардейский истребительный авиаполк. Пётр Пилютов успешно прошёл всю войну до последнего дня. Закончил ее лётчиком — инспектором 13-й Воздушной армии. На его счету более 400 боевых вылетов, более 70 проведённых воздушных боев, 23 сбитых вражеских самолёта. При этом в некоторых источниках, например — статье бывшего начальника штаба 154-го истребительного авиаполка, Н. Ф. Минеева ( опубликована в сборнике «Воздушный мост над Ладогой» ), указывается на 23 личные и 6 групповых побед. В других — уже на 23 победы всего, то есть — 17 лично и 6 в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 1 групповую победы. ]

Неизгладимое впечатление оставил у него Парад Победы на Красной площади, в котором Пилютов участвовал как посланец защитников ленинградского неба.

П.А.Пилютов
После войны Пётр Андреевич продолжил службу в ВВС. При этом, трудящиеся Ленинграда единодушно избрали его депутатом Верховного Совета СССР. Депутатские обязанности приходилось совмещать с многотрудной армейской службой ( П. А. Пилютов тогда командовал авиационной частью ), и с учёбой: его полк получил новейшие по тому времени реактивные машины. Чтобы учить других, нужно было самому досконально освоить современные самолёты. А воли, настойчивости в учёбе ему было не занимать. Фронтовые раны всё же давали о себе знать и в 1955 году Гвардии полковник П. А. Пилютов ушёл в запас.

Поселившись в Ленинграде, все свои силы и приобретенные за десятки лет службы знания отдавал он молодёжи. На общественных началах работал в городском клубе ДОСААФ, посещал школы, пионерские лагеря, проводил военнизированные игры. До последнего дня он, что называется, был на боевом посту. 24 Марта 1960 года готовился провести занятие в одной из школ по противохимической защите. Готовился, но не провёл: перестало биться сердце…

Его похоронили в Александро — Невской Лавре ( Коммунистическая площадка ). В городе Аша Челябинской области имя Героя носит парк, а в Санкт — Петербурге — улица. Его имя выбито и в музее — диораме «Прорыв блокады Ленинграда» в городе Кировске Ленинградской области.

Мемориальная доска Герою Советского Союза П.А.Пилютову в г. Санкт-Петербург, Проспект Ветеранов, дом 143.i
* * *
Список известных побед Гвардии подполковника П. А. Пилютова:
( Из книги М. Ю. Быкова — «Победы сталинских соколов». Издат. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год. )

Д а т а                 Сбитые
04.07.1941 г.        FW-189 аэр. Торошковичи МиГ-3, Як-7,»Киттихаук».                                                                                                                                   11.07.1941 г. 1 «Хе-113» оз. Самро
01.08.1941 г. 1 «Хе-113» ст. Серебрянка
12.08.1941 г. 1 «Хе-113» Ропша
11.09.1941 г. 1 «Хе-113» ст. Мга
17.12.1941 г. 2 «Хе-113» Сумская
12.03.1942 г. 1 Ме-109 Курово
14.03.1942 г. 1 Ju-87 ( в группе — 1 / 3 ) Шала
26.06.1942 г. 1 Ме-109 юж. Мыслино
08.07.1942 г. 1 Ju-88 юго — вост. Иконово
03.09.1942 г. 1 Ме-109 Вороново — Назия
26.03.1943 г. 1 Не-111 Хотовская Горка
19.06.1943 г. 1 FW-190 Маяк Сиверский
01.09.1943 г. 1 Ju-88 юж. Маяк Сиверский

Всего сбитых самолётов — 14 + 1.

 

«Единство формы и содержания в «Вишнёвом саде»

  1. Подготовить целостный разбор этой пьесы, обращая внимание на следующие вопросы и статью «Единство формы и содержания в «Вишнёвом саде»
  • В чём жанровое своеобразие пьесы?(Подтвердить примерами)
  • Кто является главными героями? (Обосновать)
  • Можно ли видеть в Лопахине истинного хозяина жизни?
  • Почему оптимистические речи Пети и Ани не вызывают доверия?

2* «Вжиться» в роль и приготовить сцену по выбору.

             «Единство формы и содержания в «Вишнёвом саде»о «Вишнёвом саде»

 

К/р по русскому языку

В представленных контрольных работах дифференцированный подход к проверке знаний по трём темам. Орфоэпия. Фонетика. Текст. Вся проверочная работа состоит из трёх блоков. Каждый оценивается отдельно, но выводится единая оценка. Такой способ проверки позволяет выявить качество знаний по отдельно взятой теме. Удобно проанализировать, а также исправить допущенные недочёты  по каждому блоку контрольной работы.

Контрольная работа (орфоэпия, фонетика, текст)

Контрольная работа (Фонетика, орфоэпия, текст) 1 уровень

Карточки для подготовки к зачёту по роману Л.Н. ТОлстого «Война и мир»

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Тема: Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

 

Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по второму тому)

  1. Первое появление Пьера Безухова в салоне Шерер.
  2. Ориентация на идеи Наполеона и французской революции.
  3. Получение наследства, женитьба, дуэль с Долоховым. Первый духовный кризис.
  4. Вступление в масонство. Неудачная попытка облегчить участь крестьян в своих имениях.
  5. Неудовлетворенность деятельностью масонов. Разрыв с петербургскими масонами. Второй духовный кризис.
  6. Любовь к Наташе. Выход из кризиса.
  7. Комета 1812 года. Изменения в жизни.

Вопросы:

  1. Как в разговорах, внешности и поведении раскрывается характер Пьера?
  2. Как относится Пьер к Наполеону в начале пути?
  3. В чем причины первого духовного кризиса Пьера Безухова?
  4. Каковы причины, выведшие Пьера из духовного кризиса? В чем он видит цель своей жизни?
  5. В чем причины второго духовного кризиса Пьера?
  6. Каковы причины, выведшие Пьера из второго духовного кризиса?
  7. В чем значение кометы 1812 года для Пьера и всей России?

Задания:

  1. Проанализируйте эпизод «Обед в честь Багратиона».
  2. Напишите статью для энциклопедии «Масонство».
  3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Доволен ли Пьер Безухов своей жизнью?».

 

Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по третьему тому)

Основные вопросы:

  1. Организация ополчения.
  2. Бородино в жизни Пьера Безухова.
  3. Сон Пьера о сопряжении миров («не соединять, а сопрягать»).
  4. Пьер в осажденной Москве.

Вопросы:

  1. Почему Бородинское сражение дано в восприятии Пьера Безухова?
  2. Как раскрывается характер Пьера Безухова в Бородинском сражении? Какую роль оно сыграло в жизни героя?
  3. Как относится к Пьеру простой народ?
  4. Почему поступки Пьера в осажденной Москве рисуются в нелепом и смешном виде?
  5. Каким образом Пьер из мира фантазий переходит к реальной жизни?

Задания:

  1. Подберите цитаты, характеризующие отношения Пьера к народу и народа к нему.
  2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Пьер Безухов в Бородинском сражении», «Пьер в осажденной Москве. Фантазии и реальность».
  3. Найдите в тексте каратаевские афоризмы, раскрывающие его миросозерцание.
  4. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Как и почему изменился облик Пьера в плену?», «Портрет Платона Каратаева».
  5. Найдите ключевую фразу, характеризующую изменение мировоззрения Пьера после встречи с Платоном Каратаевым.

 

 

Этапы духовных исканий Андрея Болконского

Основные вопросы:

  1. Лучшие минуты в жизни князя Андрея:
  2. Путь от Наполеона к Кутузову — путь любимых героев Толстого.
  3. Отрешение от ложного пути, перемена — лучшие минуты в жизни князя Андрея.
  4. Этапы духовных исканий:
  5. Ориентация на идеи Наполеона. Мысли о личной славе.
  6. Небо Аустерлица. Разочарование в Наполеоне и личной славе.
  7. Смерть жены и рождение сына. Решение «жить для себя и своих близких». Новое отношение к окружающим.
  8. Встреча с Наташей в Отрадном — возрождение к новой жизни (образ старого дуба). Решение «жить для других», общественная деятельность (Сперанский). Разочарование.
  9. Любовь к Наташе и разрыв с ней. Духовный кризис.
  10. Бородинское сражение. Сближение с народом. Кризис в сознании.
  11. Ранение и смерть. Принятие Бога (Евангелие). Борьба любви земной и идеальной. Принятие всеобщей (идеальной) любви — гармония с жизнью.

III. Невозможность существования князя Андрея в современном мире.

Вопросы:

  1. В чем заключаются лучшие минуты жизни для князя Андрея?
  2. Каково мировоззрение князя Андрея в начале пути?
  3. Какую роль сыграло небо Аустерлица в изменении мировоззрения князя Андрея?
  4. В чем смысл богучаровского спора князя Андрея с Пьером? На чьей стороне автор?
  5. Какое значение имела в жизни князя Андрея встреча с Наташей в Отрадном?
  6. Какова роль пейзажа в эпизоде поездки князя Андрея в Отрадное?
  7. Почему князь Андрей разочаровался в общественной деятельности?
  8. Какие жизненные ценности возрождает в князе Андрее любовь к Наташе?
  9. Какие черты характера разделяют князя Андрея и Наташу? Почему земное счастье с ней невозможно?
  10. В чем ошибка князя Андрея, предрешившая их разрыв? Почему князь Андрей не сумел простить Наташу?
  11. Какие чувства разбудила в князе Андрее Отечественная война 1812 года?
  12. В чем суть разговора князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения?
  13. Почему после ранения изменилось отношение князя Андрея к Наташе?
  14. Какие чувства борются в душе князя Андрея перед смертью?
  15. Какова роль Пьера Безухова и Наташи Ростовой в духовных изменениях князя Андрея?
  16. В чем разница ощущения всеобщей любви у Андрея Болконского и Платона Каратаева?
  17. Что принимает и не принимает Толстой в своем герое?

Задания:

  1. Составьте план развернутого ответа: «Этапы духовных исканий Андрея Болконского».
  2. Найдите по тексту романа описание лучших минут в жизни Андрея Болконского. Найдите ключевые слова, характеризующие его состояние в этот момент.
  3. Составьте литературную композицию-монтаж «Беседы князя Андрея с Пьером Безуховым».
  4. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Что означает „жизнь для других“ и „жизнь для себя“ для князя Андрея?», «Роль толстовской символики в духовном перерождении Андрея Болконского», «Портрет Андрея Болконского», «Небо Аустерлица», «Последние минуты жизни князя Андрея».

 

Женские образы в романе «Война и мир» (Наташа Ростова)

Тема: «Женские образы в романе»

Наташа Ростова (по первому и второму томам)

  1. Первое появление Наташи.
  2. Сущность натуры Наташи — любовь, жизнь чувствами. Наташа в системе действующих лиц.
  3. Отличительные черты характера Наташи. (Майская ночь. Пение. Первый бал.)
  4. Помолвка с Андреем Болконским (высокая любовь).
  5. Наташа и Анатоль (чувственная страсть).
  6. Духовный кризис Наташи.

Вопросы:

  1. Как первое появление Наташи на именинах раскрывает ее характер?
  2. Как Наташа проявляет себя в отношениях с окружающими?
  3. Каковы отличительные черты характера Наташи?
  4. Какой вы видите Наташу в майскую ночь в Отрадном? Какой увидел ее князь Андрей?
  5. Что нового о Наташе мы узнаем после охоты?
  6. В чем секрет успеха Наташи на первом балу?
  7. Почему Наташа увлеклась Анатолем? О каких сторонах ее натуры говорит это увлечение?
  8. Какие общие законы жизни раскрыты автором в эпизоде с Анатолем?
  9. В чем причины духовного кризиса Наташи?

Задания:

  1. Проанализируйте эпизод «Майская ночь в Отрадном».
  2. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Первый бал Наташи Ростовой», «Почему любовь Наташи Ростовой к князю Андрею обречена на трагедию?Наташа Ростова (по третьему тому)Вопросы:
    1. Как изменилась Наташа после разрыва с князем Андреем?
    2. Что думает Наташа о себе самой и как к ней относится Толстой?
    3. Как удалось Наташе преодолеть духовный кризис?
    4. Какие черты характера проявляются в Наташе в эпизоде с подводами?
    5. Как произошла встреча Наташи и князя Андрея? Почему это должно было произойти?
    6. Какие чувства руководят Наташей при уходе за раненым князем Андреем?

    Задания:

    1. Перечитайте эпизод «Наташа в домовой церкви Разумовских». Найдите ключевые слова эпизода.
    2. Перечитайте эпизод встречи Наташи и Андрея в Мытищах. Выпишите цитаты, наиболее полно раскрывающие состояние героев.

Разноуровневые карточки к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

 

                           Пояснительная записка.

  • Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.
  • Большая проблема для  изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Второй год использую следующий способ изучения.
  •  Каждому выдаётся карточка (индивидуальная), можно пользоваться книгой, но если ты не читал, то никакая книга тебе не поможет. Эти работы опережающего характера: например, на первом уроке мы пишем ответы на карточках, а на следующем  опрос по тем же вопросам.
  • Карточки даются на дом. Каждый знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке.  Это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. 

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Учащийся самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на обучающихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для тех, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для всех обучающихся. Если кто-то не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

Толстой Л.Н. Карточки        

ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СОБРАННЫЕ Л.Н. ТОЛСТЫМ

 

Высказывания Льва Толстого На закате своих дней писатель собрал и систематизировал высказывания великих людей, чьи идеи разделял, и создал сборник афоризмов «Мысли на каждый день».

1.Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.                                                                                                                          2.…чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.                                                                                                                                           3.Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.                                                                                                                                   4.Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это                                       5.Все приходит к тому, кто умеет ждать.                                                                          6.Сильные люди всегда просты.                                                                                            7.Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.                                                                                                                                 8.Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.                                                                   9.…пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. 10.Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает.                                                                                    11.Счастье есть удовольствие без раскаяния.                                                                         12.Что бы ни случилось, не теряй бодрости…                                                               13.Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.                                       14.Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.                                                                                                                                               15.Избегай всех расходов, которые делаешь из тщеславия.                                             16.Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.                                                                                     17.И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.                                                   18.Знание — орудие, а не цель.                                                                                           19.Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.                                                 20.Уметь любить — значит уметь все.                                                                                    21.Смех рождает свежесть.                                                                                                 22.Доброго и умного человека можно узнать по тому, что такой человек считает других людей и лучше, и умней себя.                                                                                          23.У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.                                         24.Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.                                                                                                                                             25.Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.                                             26.Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.                                                                                                                                       27.Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения — самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

Теория Раскольникова

Теория Раскольникова

  1. Какие события романа приводят Раскольникова к мысли о преступлении, а затем к оправданию «крови по совести»? 
    1) За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон.
    2) Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко.
    3) По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит разговор студента и офицера о старухе-проценщице и о «праве» на убийство.
    4) Через две недели у Раскольникова созревает решение : убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.
    5) Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости современного мира.
    6) Письмо матери.
    7) Встреча на бульваре с пьяной девочкой. Найти и прочитать эти события в романе.

  2. Что стало основной причиной преступления? Какую причину, толкнувшую Раскольникова на убийство, вы считаете главной?

— Нищета, желание помочь матери. Сестре. Другим людям.
— Мир жесток, а жизнь, полная страданий, толкает людей на преступление.
— Идея героя, мысль об особых людях, которые выведут остальных на праведный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям.                   Аргументировать выбранную причину примерами из романа.
3. На основании ответов на вышепоставленные вопросы, изученной философии Ницше (прошлое д/з)  написать Эссе на любую из этих тем.   «Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?» «Оправдать или осудить вам хочется героя?»
4. Объём две страницы.
5. План писать не нужно.
6. Аргументами должны быть примеры из текста.
7. Эссе написать в тетради по литературе.