1. Прочитайте. Сформулируйте устно и запишите главную мысль.
Наша страна имеет свою особенную историю. Отличительные черты русского характера формировались веками, они впитывали в себя разные эпохи: объединение Руси, язычество, принятие христианства, монархию, войны, междоусобные войны, Советскую власть, распад Советского Союза, особенности климата огромной страны − все эти обстоятельства формируют основные качества русского народа.
Национальный характер − это совокупность наиболее значимых черт нации, по которым можно отличить представителя одной нации от другой.
У каждого народа свой характер. О русском национальном характере, русской душе мы узнали из литературных произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А.Т. Твардовского, В.П. Астафьева, В.П. Распутина и других.
Любой язык – это зеркало культуры, в котором отражаются реальные условия жизни народа, его самосознание, менталитет, образ жизни, традиции, обычаи, система ценностей и национальный характер.
Русский характер не вмещается в строгие рамки, в каждом русском живет дух противоречия. Русский народ одновременно религиозен и суеверен, добр и строг, очень эмоционален, дружелюбен, открыт и склонен к проявлению свободной воли, не любит следовать строгим правилам. Ему присуще трудолюбие, яркое творческое начало, образность мышления, чувство юмора, самоирония.
Русским народом «можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».
Н.Бердяев (русский философ)
Необходимо отличать фразеологизмы от афоризмов, пословиц и поговорок.
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов – идиомы, чаще передаваемые из уст в уста. Использование устойчивых оборотов − это проявление мудрости и лингвистического чутья. Во многих фразеологических оборотах русского языка отражаются традиции, обычаи и поверья русского народа. С давних времён в русском языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляют в разговоре, но часто даже не догадываемся об их происхождении, между тем их история интересна и поучительна.
Фразеология – одно из самых ярких средств языка, придающих ему выразительность, во фразеологизмах отражена мудрость народа.
Характеристика персонажа с использованием фразеологизмов – это показатель высокого уровня национальной культуры, умения пользоваться языковым инструментарием как красочным изобразительным средством языка.
ПОСЛОВИЦА,-ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
ПОГОВОРКА − «Складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» (В.И. Даль) Али-баба и сорок разбойников. Видеть на аршин под землёй.
АФОРИЗМ, -а, м. Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. || прил. афористический, -ая, -ое. «Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку». [Конфуций]
ФРАЗЕОЛОГИЗМ, -а.м. В языкознании: устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому. Душа нараспашку ( открытая); сломя голову (быстро).
2. Изучите темы, выберете одну/две темы, найдите и запишите пословицы, поговорки и фразеологизмы на выбранную тему.
Сила воли, терпение, стойкость.
Доброта, гостеприимство, щедрость и широта натуры.
Свободолюбие, мужество, смелость.
Трудолюбие и одарённость.
Религиозность.
Лень, безделие.
Забота, ответственность.
Беспечность.
Мудрость, ум.
Строгость.
3. Предложите варианты пословиц, фразеологизмов своего народа по выбранной Вами теме.
Как тебя́ ча́сто называ́ет (зовёт) ма́ма? Как тебя́ называ́ет (зовёт) па́па? Как тебя́ называ́ют (зову́т) друзья́? Как твоё (Ва́ше) и́мя? = Как тебя (Вас) зовут? What is your name?
Звать call Я зову́ ты зовёшь он зовёт она зовёт мы зовём вы зовёте они зову́т
Называ́ть call by name я называ́ю ты называ́ешь он называ́ет она́ называ́ет мы называ́ем вы называ́ете они́ называ́ют
2. Пишите и учите диалоги. Write and learn the dialogues
– Здра́вствуйте, Ви́ктор. – До́брый день! – Познако́мьтесь. Это мой друг Никола́й. – О́чень прия́тно.
– Здра́вствуйте! – До́брый день! – Как дела́? – Хорошо́. — Как тебя зовут? -Меня зовут Светлана. А как тебя зовут? — А меня зовут Джон. – До свида́ния! — Пока.
С/со быть с кем-то être avec quelqu’un being with someone 和某人在一起 بودن با کسی: с другом (м.), с сестрой (ж.), с ним, с ней; есть с рисом (м.), с мясом (ср.), с окном (ср.).
Нравится картошка с мясом. Идти с другом.
За: за шкафом (м.), за мамой (ж.), за солнцем (ср.), за мной, за тобой, за ним, за ней.
Стоять за шкафом.
Перед: перед стулом (м.), перед школой (ж.), перед окном (ср.), передо мной, перед ним.
Стоять перед шкафом.
Под: под столом (м.), под землёй (ж.), под небом (ср.), под нами, под тобой, под ним.
Сидеть под стулом.
Между: между друзьями, между стульями, между нами, между ними.
Идти между подругами.
2. Напишите фразы без предлога, с предлогом С.
Модель: Анна была моей (кем?) подругой. — Я была с (с кем?) подругой Анной. Я тоже буду (кем?) архитектором. Я познакомился ( с кем?) с известным каким?архитектором.
Составьте диалог. Смотрите образец. Create a dialog. Look at the sample. — (Кому?) Вам нравится (что?) салат (с чем?) с мясом и соусом? Do you like salad with meat and sauce? — Да, мне нравится салат с мясом и соусом. Yes, I like salad with meat and sauce.
4. Сравните (V) и (II) падежи
Составьте фразы, используйте (V) и (II) падежи. Compose phrases, use (V) and (II) cases. Модель: Я гуляю с другом. — Я гуляю без друга. I’m walking with a friend. — I’m going without a friend.
5. Упражнения.
5.1 Переведите новые слова. Составьте предложения. Traduisez de nouveaux mots. Faites des phrases. 翻译生词。 提出建议。Translate new words. Make suggestions. کلمات جدید را ترجمه کنید. ارسال پیشنهادات.
Образец: Я люблю рисовать мелом. Китайцы едят палочками.
Писать
ручкой (ж.), карандашом (м.)
Рисовать
мелом (м.), краской (ж.), тушью (ж.)
Измерять
линейкой (ж.), термометром (м.)
Чертить
циркулем (м.)
Резать
ножом (м.), ножницами, скальпелем (м.)
Есть
вилкой (ж.), ложкой (ж.), палочками
Чистить зубы
зубной щёткой (ж.)
Чистить одежду, обувь
щёткой (ж.)
Чистить ковёр
пылесосом (м.)
Расчёсываться
расчёской (ж.)
Мыть волосы
шампунем (м.)
Мыть руки
мылом (с.)
Мыть пол
тряпкой (ж.)
Вытирать(-ся)
полотенцем (с.)
Стирать
порошком (м.)
Шить
иголкой (ж.)
Гладить одежду
утюгом (м.)
Открывать
ключом (м.)
Делать операцию
скальпелем (м.)
5.2 Пишите словосочетания (groupe de mots, word combination)
5.3 Пишите предложения. Откройте скобки. Используйте падеж № 5. 写建议。 打开括号。 使用数字5。Write suggestions. Open the brackets. Use No. 5. Ecrivez des suggestions. Ouvrez les parenthèses. Utilisez le numéro 5.
1. Я был в музее (с моим каким?лучшим другом). 2. Художник нарисовал картину (масляными краскиами). 3. Зубы чистят (зубной какой?щёткой и зубной какой?пастой). 4. Небольшое озеро находится за (седьмым каким?общежитием). 5. Все студенты написали контрольную работу (с ошибкиами). 6. После занятий мы (с подругаой) пойдём в магазин (за продуктами). 7. Я решил заниматься (настольным каким?теннисом и плаваниеем). 8. После университета я хочу работать (спортивный каким?врачом). 9. (Со мнойя) сидит мой лучший друг, который живёт (со я) в одной комнате. 10. Москва является (столицей) России. 11. Моя младшая сестра часто болеет (простудаой).
5.4 Прочитайте рассказ.
а) Ответьте на вопросы: Где учатся друзья? Чем они занимаются?
Мой друг
У меня́ есть друг. Его́ зову́т Ива́н. Мы с дру́гом у́чимся в институ́те. Я люблю́ с ним гуля́ть в па́рке, знако́миться с друзья́ми. С дру́гом мы хо́дим в кафе́. Там мы берём макаро́ны с сы́ром, сала́т с мя́сом и пьём чай с са́харом и с лимоном С дру́гом я учу́ ру́сский язы́к. Без него я не иду́ в столо́вую на за́втрак. За́втракать и обедать я люблю с другом. Там мы обычно берём хлеб с ма́слом и с сы́ром, ко́фе с молоко́м и пирожо́к. Я люблю́ пирожо́к с капу́стой, а он с карто́шкой. С Ива́ном я учу́сь в одно́й гру́ппе. Мы сиди́м за одно́й па́ртой. Неда́вно он е́здил домо́й к роди́телям. Мне бы́ло пло́хо без моего́ дру́га.
б) Составьте свой рассказ. Смотрите план.
План
Как меня зовут?
Как зовут моего друга?
Где мы учимся? ( где я учусь и где учится мой друг)
Где я живу?
Где живёт мой друг?
Чем я занимаюсь?
Чем занимается мой друг?
Что мы делаем вместе? а) ходим в ресторан ( что мы едим); б) в парк; в) в кино (театр).
1.1. Оканчиваются на -ть: – дéлать to do; брать to take; знать to know; дýмать to think; покупáть to buy; пить to drink; понимáть to understand; писáть to write; читáть to read; помогáть to help; открывáть to open; закрывáть to close; рабóтать to work; начинáть to start; слушать to listen; отвечать to answer; готóвить to cook; видеть to see; есть to eat; спать to sleep; говорить to speak; смотреть to look; строить to bild, любить to love; звонить to call.
Это большинство глаголов. These are most verbs. Aksariyat fe’llar bilan tugaydi —ТЬ
1.2. Оканчиваются на -ти: – везти́ to carry, вести́ to lead, идти́ to go, прийти́ to come, найти́ to find, нести́ to carry, расти́ to grow, цвести́ to bloom
1.3. Оканчиваются на -чь: – бере́чь to protect, жечь burn, мочь to can, помо́чь help, стричь cut, лечь lie down, извле́чь to extract, отвле́чь to distract, печь to bake
3.1 Настоящее время. Процесс действия в настоящее время. Изменяется по лицам и числам (несовершенный вид НСВ). Present continuous acting in process. L’action se produit.
дéлать Я де́лаю, ты де́лаешь, он (она́) де́лает, мы де́лаем, вы де́лаете, они́ де́лают
идти́ Я иду́ ты идёшь он (она) идёт мы идём вы идёте они́ иду́т
помогáть Я помога́ю ты помога́ешь он (она́) помога́ет мы помога́ем вы помога́ете они́ помога́ют
3.2 Прошедшее время. 1) Процесс действие в прошлом. Изменяется по родам и числам (несовершенный вид НСВ). Au passé. 1) Action d’agir dans le passé. Variable en genre et en nombre. Играть играть – играл – играла – играло – играли Вчера вечером друзья играли в футбол. Friends were playing football last night.
Смотреть – смотрел – смотрела – смотрело – смотрели Я утром смотрел обучающий фильм. I was watching a training movie this morning.
3.3 Прошедшее время. 2) Действие произошло один раз (совершенный вид СВ) The action happened once. L’action s’est produite une fois.
Спортсмен прибежал к финишу за 2 минуты. The athlete ran to the finish line in 2 minutes. Спортсмен подбежал к тренеру. The athlete ran up to the coach.
3.4 Будущее сложное. Действие будет происходить (процесс). (быть + Infinitive) The future is complicated. l’avenir est compliqué.
Я бу́ду учи́ть но́вые слова́. Мы бу́дем гото́вить обе́д в 12 часо́в.
3.5 Будущее простое. Действие совершитсяобязательно. (совершенный вид СВ) The action will be performed. L’action se produira.
Спортсмен сейчас побежит. The athlete will run now. Спортсмен подбежит к тренеру. The athlete will run up to the coach. Спортсмен прибежит через 2 минуты. The athlete will come running in 2 minutes.
4. Задания
4.1 Прочитайте текст. Переведите. Сравните глаголы. Read the text. Translate it. Compare verbs.
Птичка
В окно́ влете́ла пти́чка. Снача́ла она́ полета́ла по ко́мнате. Пото́м залете́ла в ку́хню, перелете́ла че́рез стол и пролете́ла над плито́й. Пти́чка опя́ть прилете́ла в ко́мнату, подлете́ла к окну́. Пото́м она́ вы́летела и бы́стро улете́ла в не́бо.
A bird flew in through the window. at first, it flew around the room. Then she flew into the kitchen. It flew over the table, over the stove. the bird flew back into the room, flew to the window. Then she flew out of the window and quickly flew into the sky.
Un oiseau a volé par la fenêtre. Au début, il volait dans la pièce. Puis elle est entrée dans la cuisine. Il a volé au-dessus de la table, au-dessus de la cuisinière. L’oiseau est rentré dans la pièce, s’est envolé vers la fenêtre. Puis elle a volé par la fenêtre et s’est rapidement envolée vers le ciel.
4.2 Составьте предложения с глаголами в infinitive, в Imperative, в разных формах времени. Make sentences with verbs in the infinitive, in the imperative mood, in different forms of tense.
Модель: Изучать, Изучайте! Изучаю, изучал, буду изучать, изучу. Изучать русский язык очень интересно. Изучайте иностранные языки! Я изучаю французский язык. Я изучал английский язык в университете. Я буду изучать русский язык. Я обязательно изучу русский язык.
а). Писать, Пишите!, пишу, писал (а), написал(а), буду писать, напишу.
б). Читать, Читайте!, читает, читал (а), прочитал(а), будет читать, прочитает.
в). Покупать, Купите! покупаю, покупал(а), купил(а), буду покупать, куплю.
г). Учить, Учи! учат, учили, выучили, будут учить, выучат.
4.3 Составьте предложения с глаголами в настоящем, в прошедшем несовершённом (НСВ), в прошедшем совершённом действии (СВ), в будущем сложном (процесс) и в будущем простом (действие совершится) СВ. Make sentences with verbs in the past imperfect, past perfect action, in the future complex (process) and in the future simple (action will take place).
Модель: 1) Друг ставит книгу на полку. 2) Друг ставил книгу на полку. 3) Друг поставил книгу на полку. Friend put the book on the shelf. 4) Друг будет ставить книгу на полку. 5) Друг поставит книгу на полку. Friend will put the book on the shelf.
4.4 Составьте свой диалог.Используйте другие глаголы. Create your own dialog. Use other verbs.
2. Читайте текст. Составьте и запишите вопросы по тексту.
12 апреля 1961 (одна тысяча девятьсот шестьдесят первого) гóда все радиостáнции мúра сообщáли «Человéк в кóсмосе!». Многовековáя мечтá людéй о полёте к звёздам свершúлась. В этот день в Советском союзе был осуществлён пéрвый в истóрии человечéства космúческий полёт. Облетéв земнóй шар за 108 (сто восемь) минýт, космúческий корабль «Восток» благополýчно вернýлся на Зéмлю. Пéрвым человéком, открывшим дорóгу в кóсмос, стал лётчик-космонáвт Юрий Гагáрин.
Учась в индустриáльном тéхникуме, Юрий занимáлся в аэроклýбе. Мечтáя стать лётчиком, Юрий Гагáрин поступúл в лётное учúлище. После успéшного окончáния учúлища он служúл воéнным лётчиком на сéверном флóте. В 1960 ( одна тысяча девятьсот шестидесятом) году Юрий Гагарин был приглашён в пéрвый отряд космонавтов. Юрий готóвился к полёту, не жалéя сил и врéмени.
Пóсле полёта Гагарин стал командúром отряда космонáвтов, принимáя учáстие в обучéнии и тренирóвке экипáжей космонáвтов, в руковóдстве полётами космúческих кораблéй «Восток», «Восход», «Союз». В 1968 ( одна тысяча девятьсот шестьдесят восьмом) годý Ю.А. Гагарин с отлúчием окóнчил воéнно-воздýшную инженéрную акадéмию úмени Н.Е. Жукóвского.
Гагарин оставáлся скрóмным и простым человéком, хотя стал всемúрно извéстным.
Замените, где можно, глаголы прошедшего времени на краткие причастия прошедшего времени, а причастия прошедшего времени на глаголы прошедшего времени.
Запишите новый текст.
ЦА́РСКОЕ СЕЛО́
Ца́рское Село́ (с 1937 года го́род Пу́шкин) — оди́н из краси́вейших городо́в Росси́и. Ца́рское село́, располо́женное недалеко́ от Санкт-Петербу́рга, явля́ется люби́мым ме́стом о́тдыха мно́гих петербу́ржцев.
В нача́ле XVIII ве́ка здесь была́ небольша́я дере́вня Сарская мы́за, принадлежа́вшая жене́ Петра́ Пе́рвого Екатери́не. Для Екатери́ны постро́или небольшо́й ка́менный дворе́ц. Уже́ в середи́не XVIII ве́ка в Ца́рском Селе́ появи́лись дворцы́ и па́рки, восхища́вшие всех свое́й красото́й. Здесь проводи́ли своё вре́мя императри́ца Елизаве́та Петро́вна, дочь Петра́ Пе́рвого, и императри́ца Екатери́на Вели́кая.
В 1811 году в Ца́рском Селе́ был откры́т Лице́й, в кото́ром воспи́тывался А. С. Пу́шкин. Здесь он написа́л пе́рвые стихи́.
В 1831 году по́сле сва́дьбы Пу́шкин сно́ва прие́хал в Ца́рское Село́. В 1837 году была́ постро́ена желе́зная доро́га, соедини́вшая Санкт-Петербу́рг.
Россúйская Федерáция – сáмая большáя странá в мúре. Её плóщадь 17 миллиóнов квадрáтных киломéтров. Россúя располóжена в Еврóпе и в Áзии. Гранúца мéжду Еврóпой и Áзией прохóдит по Урáльским горáм. Россúя гранúчит с 18 (восемнáдцатью) госудáрствами. По сýше – с Норвéгией, Финляндией, Эстóнией, Пóльшей, Белорýссией, Украúной, Грýзией, Азербайджáном, Казахстáном, Монгóлией и Китáем. По мóрю – с США и Япóнией. Óбщая протяжённость морскúх и сухопýтных гранúц Россúи – 58 (пятьдесят восемь) тысяч киломéтров.
Россúю окружáют вóды Атлантúческого, Сéверного Ледовúтого и Тúхого океáнов. В Россúи есть ширóкие равнúны, густые лесá, бескрáйние стéпи, высóкие горы и ледяные пустыни, мнóго рек и озёр. Сáмая высóкая гóрная вершúна – Эльбрус. Её высота 5642 (пять тысяч шестьсот сорок два) метра. Сáмое глубóкое óзеро в мúре – óзеро Байкáл. Егó глубинá 1620 (тысяча шестьсот двадцать) мéтров. В Россúи нахóдится Каспиúйское мóре. Это сáмое большóе óзеро в мúре, поэтому егó назывáют мóрем. В Сибúри и на Дáльнем Востóке нахóдятся сáмые большúе рéки Россúи – Óбь, Енúсей, Лéна и Амýр. Сáмая длúнная рекá в Еврóпе – рекá Вóлга.
На территóрии Россúи мнóго полéзных ископáемых. Это нéфть, газ, ýголь, желéзная рудá, зóлото, алмáзы, разлúчные минерáлы и другúе полéзные ископáемые.
Клúмат Россúи óчень разнообрáзный. Срéдняя температýра января от мúнус 1 до мúнус 50 градусов, а июля – от плюс 1 до плюс 25 (двадцати пяти) грáдусов.
Населéние Россúи составляет 146 (сто сóрок шесть) миллиóнов человéк. В Россúи живýт люди бóлее ста национáльностей. Это рýсские, белорýсы, украúнцы, грузúны, армяне, азербайджáнцы, татáры, башкúры, казáхи, эскимóсы, нéнцы, чýкчи и другие национáльности. Бóльшая часть населéния Россúи живёт в городáх.
Столúца Россúи – гóрод Москвá. В Москвé живёт почтú 10 миллиóнов человéк. Другúе крýпные городá Россúи – Санкт-Петербург, Нúжний Нóвгород, Волгогрáд, Новосибúрск, Красноярск, Екатеринбýрг, Владивостóк. В них живёт бóлее 1(одного) миллиóна человéк.
Россúя – странá с богáтой истóрией и культýрой. Рýсская наýка, литератýра и искýсство окáзывают большóе влияние на мировóе развúтие.
Изучите содержание слайда. Составьте 3-6 фраз с вопросомкуда?и 3-6 фраз с вопросом где? Examine the content of the slide. Make up 3-6 phrases with the question where (direction of movement) and 3-6 phrases with the question where (being in place) Модель: Я еду (куда?) в парк. Моя сестра (где?) в комнате.
— Друг едет куда? — Он едет в парк. — Книги стоят где? — Книги стоят в шкафу на полке
Санкт-Петербу́рг – вторóй по величинé гóрод Росси́и. Э́то сéверная столúца Россúи. Петербу́рг – кру́пный промы́шленный, нау́чный и культу́рный центр страны́.В Санкт – Петербу́рге мно́го завóдов и фа́брик, кото́рые выпуска́ют разлúчную проду́кцию: машúны, станкú, электрооборýдование, бытовýю тéхнику.
Петербу́рг – глáвные морски́е ворóта страны́. Здесь нéсколько судостроúтельных завóдов, на котóрых стрóят совремéнные суда́. Санкт-Петербу́рг – го́род учёных. В 1725 годý по прикáзу Петрá Пéрвого здесь откры́ли Акадéмию наýк. Мнóгие извéстные учёные, в том числе́ М.В. Ломонóсов, Д.И. Менделéев, И.П. Пáвлов, рабóтали в Петербýрге. В го́роде мно́го университéтов, инститýтов, акадéмий, нау́чных лаборатóрий, библиотéк. Сейча́с в университе́тах, институ́тах, акаде́миях у́чатся нéсколько ты́сяч студéнтов.
Санкт-Петербу́рг – культу́рная столúца Россúи. В гóроде почти́ 120 музéев. В Петербу́рге нахо́дится пе́рвый музе́й в Росси́и – Кунсткáмера Его́ откры́ли в 1719 году по прикáзу Пéтра Пéрвого. Сейча́с в го́роде мно́го музе́ев: Зоологи́ческий, Этнографи́ческий, Ботани́ческий, Минералоги́ческий и други́е. Таки́е кру́пные музе́и, как Эрмитаж и Ру́сский музе́й, зна́ют во всём ми́ре. В Петербу́рге бо́лее 30 музыка́льных и драмати́ческих теáтров, концéртных зáлов. В Петербýрге нахóдится крупнéйшая в мúре Россúйская Национáльная библиотéка.
Санкт-Петербу́рг – э́то го́род музе́й. Кáждый, кто побыва́л в Петербýрге, на всю жизнь запо́мнит его́ прекра́сные архитекту́рные ансáмбли, дворцы́ и собóры, гранúтные нáбережные и мосты́.
4. Составьте вопросный план текста.
5. Напишите рассказ о своём городе.
Используйте план и слова: город, столица, промышленный и культурный центр, много (есть) заводы, фабрики, музеи, университеты, библиотеки, парки, театры, набережные, дворцы, мосты и другие слова.
Клементьева, А. А. Создание профиля выдающегося человека для социальной сети как средство формирования лингвострановедческой компетенции / А. А. Клементьева, А. А. Мальцева // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 31 мая 2024 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2024. – С. 294-298.
1. Оформите шаблон личной страницы в VK выдающегося человека (от лица: писателя, поэта, учёного, врача, художника, музыканта). 2. Напишите краткие сообщения в виде цитат выдающегося человека, в которых излагаются его основные идеи, взгляды. 3. Напишите несколько постов (сообщений), которые включают в себя оценку трудов и личности выдающегося человека. 4. Напишите несколько постов-реакций на события, которые происходят в мире, от лица этого человека. 5. Представьте Ваш диалог-переписку в мессенджере с персоной, которую Вы представляете.
Пого́да внача́ле была́ хоро́шая, ти́хая. Но когда́ стемне́ло (стало темно) в лесу́, некста́ти поду́л с восто́ка холо́дный ве́тер, всё смо́лкло (стало тихо). По лу́жам протяну́лись ледяны́е и́глы (появился лёд), и ста́ло в лесу́ неую́тно, глу́хо и нелюди́мо. Запа́хло зимо́й. Ива́н Великопо́льский, студе́нт духо́вной акаде́мии (семинария), сын дьячка́ (служитель церкви), возвраща́ясь с тя́ги (охота на птиц) домо́й, шёл всё вре́мя по тропи́нке. У него́ закочене́ли (замёрзли) па́льцы, и разгоре́лось (стало красным) от ве́тра лицо́. Круго́м бы́ло пусты́нно и ка́к-то осо́бенно мра́чно (темно, серо). Студе́нт вспо́мнил, что, когда́ он уходи́л и́з дома, его́ мать чи́стила самова́р, а оте́ц лежа́л и ка́шлял; по слу́чаю страстно́й пя́тницы (религиозный пост) до́ма ничего́ не вари́ли, и мучи́тельно хоте́лось есть (очень сильно хотелось есть). И тепе́рь студе́нт ду́мал о том, что то́чно тако́й же ве́тер дул и при Рю́рике, и при Иоа́нне Гро́зном, и при Петре́ (ру́сские цари́ в ра́зное вре́мя), и что при них была́ то́чно така́я же лю́тая бе́дность (си́льная), го́лод, таки́е же дыря́вые соло́менные кры́ши, неве́жество, тоска́, — все э́ти у́жасы бы́ли, есть и бу́дут, и оттого́, что пройдёт ещё ты́сяча лет, жизнь не ста́нет лу́чше. И ему́ не хоте́лось домо́й. — То́чно так же в холо́дную ночь гре́лся у костра́ апо́стол Пётр (свято́й), — сказа́л студе́нт. — Зна́чит, и тогда́ бы́ло хо́лодно. Ах, кака́я то (= э́то) была́ стра́шная дли́нная ночь, ба́бушка! — Е́сли по́мнишь, во вре́мя та́йной ве́чери Пётр сказа́л Иису́су: «С тобо́ю я гото́в и в темни́цу, и на смерть». А госпо́дь ему́ на э́то: «Говорю́ тебе́, Пётр, не пропоёт сего́дня пету́х, как ты три́жды отречёшься (отка́жешься), что не зна́ешь меня́». По́сле ве́чери Иису́с смерте́льно тоскова́л (чу́вствовал трево́гу) в саду́ и моли́лся, а бе́дный Пётр ослабе́л, ве́ки у него́ ста́ли тяжёлые, и он о́чень хоте́л спать. Спал. Пото́м Иу́да в ту же ночь поцелова́л Иису́са и преда́л его́ мучи́телям. Его́ свя́занного (связа́ли ру́ки верёвкой) вели́ к первосвяще́ннику (гла́вный служи́тель це́ркви) и би́ли, а Пётр, уста́вший, не вы́спавшийся, чу́вствуя, что вот-во́т (о́чень ско́ро) на земле́ произойдёт что́-то ужа́сное, шёл вслед…(шёл за ним). Он стра́стно (си́льно), без па́мяти (о́чень си́льно) люби́л Иису́са, и тепе́рь ви́дел и́здали (с большо́го расстоя́ния), как его́ би́ли… — Пришли́ к первосвяще́ннику, — продолжа́л он, — Иису́са ста́ли допрашивать, а рабо́тники тем вре́менем развели́ среди́ двора́ ого́нь, потому́ что бы́ло хо́лодно, и гре́лись. С ни́ми о́коло костра́ стоя́л Петр и то́же гре́лся, как вот я тепе́рь. Одна́ же́нщина, уви́дев его́, сказа́ла: «И э́тот был с Иису́сом», то есть, что и его́, ну́жно вести́ на допро́с. И все рабо́тники, подозри́тельно погляде́ли на него́. Он сказа́л: «Я не зна́ю его́» (Пётр сказа́л, что не зна́ет Иису́са). По́том опя́ть кто-то узна́л в нём одного́ из ученико́в Иису́са и сказа́л: «И ты из них». Но он опя́ть отрёкся (отказа́лся, пре́дал). И в тре́тий раз кто-то обрати́лся к нему́: «Да не тебя́ ли сего́дня я ви́делся с ним в саду́?» Он тре́тий раз отрёкся. И по́сле э́того ра́за то́тчас же запе́л пету́х, и Пётр, взгляну́в изда́ли на Иису́са, вспо́мнил слова́, кото́рые он сказа́л ему́ на ве́чери… Вспо́мнил, пошёл со двора́ и го́рько-го́рько (о́чень си́льно) запла́кал. Студе́нт вздохну́л и заду́мался, продолжа́я улыба́ться. У Васили́сы вдруг слёзы потекли́ по щека́м, а Луке́рья покрасне́ла, каза́лось, что она́ сде́рживает си́льную боль. Студе́нт пожела́л вдо́вам споко́йной но́чи и пошёл да́льше. Дул жесто́кий ве́тер, в са́мом де́ле возвраща́лась зима́, и не бы́ло похо́же, что послеза́втра Па́сха. Студе́нт поду́мал, что е́сли Васили́са запла́кала, то, что происходи́ло девятна́дцать веко́в наза́д, име́ет отноше́ние к настоя́щему — к обе́им же́нщинам. Про́шлое, ду́мал он, свя́зано с настоя́щим непреры́вною це́пью собы́тий, вытека́вших одно́ из друго́го. И ему́ каза́лось, что он то́лько что ви́дел о́ба конца́ э́той цепи́. Он ду́мал, что пра́вда и красота́ продолжа́лись непреры́вно до сего́ дня и всегда́ составля́ли гла́вное в челове́ческой жи́зни и вообще́ на земле́. Ему́ бы́ло то́лько 22 го́да и сла́дкое ожида́ние сча́стья, и жизнь каза́лась ему́ восхити́тельной, чуде́сной и по́лной высо́кого смы́сла.
2. Ответьте на вопрос и выполните задание.
2.1. Какие ассоциации вызывает у вас название? Напишите Ваши варианты названия.
*Справка: первый вариант названия рассказа был «Вечером». Как вы думаете, почему автор изменил название?
2.2. Найдите в тексте все слова и выражения, которые указывают на – главного героя: а) возраст; б) статус; в) его будущее занятие; г) какие предметы он знает хорошо? д) опишите портрет героя.
– время года;
– погоду.
2.3. О каком историческом событии Вы узнали из рассказа о студенте?
4. Какие проблемные вопросы в рассказе?
5. Финал рассказа неоднозначный. В литературоведении существует несколько точек зрения на финал рассказа:
– Первая: автор выражает мысль о возможности осмысленного человеческого существования – т.е. признает мир, созданный Богом. – Вторая: автор лишь на минуту поддается молодой энергии, но понимает временность и недолговечность переживаемого им счастья. Скрывается сомнение, разочарование автора, его экзистенциальное ощущение всеобщей необустроенности мира, обречённости человека на страдания.
Какая точка зрения Вам ближе?
II. Антон Павлович Чехов «Толстый и тонкий» (1883 г.)
1. Прочитайте об истории создания рассказа.
Сначала сюжет рассказа был как анекдот, показав встречу двух старых друзей, которая была испорчена неосторожным поступком. Данный рассказ автор хотел написать, чтобы заработать. Он показал комическую ситуацию, которая должна была рассмешить публику. Такие работы издательства того времени принимали с удовольствием и платили хорошо. Потом рассказ получил глубокий смысл, раскрыв нам природу общества и людей: в редакции 1886 года Тонкий стал лебезить перед Толстым.
2. Прочитайте мало знакомые слова из рассказа.
Герострат — древний грек из города Эфес (Малая Азия), сжёг в 356 г. до н. э. храм Артемиды Эфесской (одно из семи чудес света), чтобы обессмертить своё имя. В переносном смысле — честолюбец, добивающийся славы любой ценой.
Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред.: В. И. Бородулин [и др.]. — М.: Аутопан,1998
Эфиальт (греч. Ephialtes) — трахинеец из селения Малис — предатель, проведший персидское войско Ксеркса горной тропой в тыл греков во время битвы при Фермопилах в 480 г. до н. э.
Лисовый И. А., Ревяко К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А. И. Немировский. — 3-е изд. — Минск: Беларусь, 2001.
Лосни́лись* – блестели от жирной еды хе́рес* – дорогое вино флёр-д’оранж* – парфюм прищу́ренный* гла́з – прикрытый глаз Ско́лько зим, ско́лько лет*! – не виделись давно троекра́тно* – три раза лютера́нка* – одно из течений в христианстве, лютеранская церковь казённый* – государственный я́бедничать* – докладывать всё обо всех Станисла́ва* имею – награда чиновника низшей степени портсига́ры* – футляр для сигар прива́тно* – лично департа́мент*– государственная служба столонача́льник* – низший чин окамене́л* – не может ни сказать, ни сделать что-то съёжи́ться* – уменьшиться подборо́док* – нижняя часть лица Ва́ше превосходи́тельство* – обращение к высшему чину вельмо́жа* – богатый чиновник, знатный человек Ну, полно́*! – Ну, хватит! живи́тельная вла́га* – живительная вода (сила) благогове́ние* – некоторый страх и поклонение стошни́ть* – неприятное ощущение в желудке ша́ркнуть* – передвинуть ногой, не поднимая её ошеломить* – резко удивить
Николай Васильевич Гоголь родился в Полтавской губернии 20 марта (1 апреля) 1809 года. Умер 4 марта 1852 г. в Москве.
Кое-что о Н.В. Гоголе
1. В возрасте 20 лет начинает Гоголь свой литературный путь. Многие произведения он публикует под другими подписями (псевдонимами): В. Алов, П. Глечик, оооо, Г. Янов, Пасичник Рудой.
2.Гоголь сильно стеснялся своего носа. На всех портретах нос Гоголя выглядит по-разному, говорят, так писатель пытался запутать будущих биографов.
3. Его отец был прекрасным рассказчиком.
4. Уже в 5 лет отец прививал Николаю любовь к слову. Например, играл с ним в игру «Рифма»
5. Учился Гоголь хорошо только по рисованию и русскому языку. Отлично знал творчество Пушкина.
6. Гоголь любил театр. Организовал театр с товарищами и сам рисовал декорации.
7.Гоголь был религиозным человеком, но одновременно было увлечение мистикой.
В 1835 повесть «Нос» отказали публиковать в московском журнале, но через год А.С. Пушкин уговорил Гоголя напечатать эту повесть в своём журнале «Современник», хотя сам автор сначала не соглашался. В первоначальной редакции все приключения майора Ковалёва происходили во сне. После повести Гоголь написал послесловие для читателей журнала «Современник»: «Я признаюсь, что не могу понять, как я мог написать это? К чему всё это ведёт? Для какой цели? Что доказывает эта повесть? Почему нос Ковалёва? Нет, не понимаю, совсем не понимаю», – писал сам Гоголь.
Почему в повести Гоголь использовал именно нос ? ⬆️
5. Прочитайте мысль о Гоголе, сказанную критиком В.Г. Белинским ⬇️
Критик о Гоголе… «Отличительный характер повестей Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление*, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Гоголь – Поэт, Поэт жизни действительной» (В.Г. Белинский)
1) Дайте комментарий к этим словам критика. ⬆️
2) Как вы думаете, почему критик называет Гоголя «поэтом»? ⬇️
1. Назовите всех участников повести. 2. Дайте характеристику персонажам повести, аргументируйте словами из текста.
7. Напишите объявление в газету о пропаже носа.
8. Посмотрите фильм по повести «Нос».
Н.В.Гоголь. Нос. Художественный фильм Ролана Быкова "Советское телевидение": https://goo.gl/qw3iEK 1977 г. По одноименной повести Н.В.Гоголя.
8. Прочитайте и объясните фразеологизмы и пословицы со словом НОС.
Фразеологизмы: вешать нос, остаться с носом, клевать носом, воротить нос, утереть нос, зарубить на носу, водить за нос, нос к носу, держать нос по ветру, задирать нос.
Пословицы: 1.Береги нос в большой мороз.
2.Всякая птица своим носом сыта.
3.Нос не дорос, руки коротки.
4.Вот нос - для двух рос, а одному достался.
5.Спрос не бьет в нос.
6.Сыт – весел, а голоден – нос повесил.
7.Нос задрала и знать не хочет.
8.За спрос не бьют в нос.
9.Нос с локоть, а ума с ноготь.
10.Не суй свой нос не в свое дело.
11.Тому виднее, у кого нос длиннее.
9. Посмотрите фрагмент фильма по повести Н.В. Гоголя «Портрет». Постарайтесь озвучить его.
10. Прочитайте краткое содержание повести, переведите слова со (*)
Краткое содержаниеповести «Портрет»
Художник Чартков на Щукинском дворе разглядывал* картины и увидел портрет старого мужчины в восточной одежде*. Отдав за картину последние деньги, Чартков идёт домой. … Потом он будет жалеть о покупке, потому что ему даже нечем платить за жильё. Взглянув на старика с портрета, ему становится не по себе* от его глаз. Чартков даже закрыл картину на ночь. Но ночью случилось ужасное: простыня с картины упала, и из неё вышел старик. В мешке у него были деньги, и он начал их считать. Такие сны были у художника несколько ночей подряд*.
Хозяин квартиры требует оплаты, но так как денег у Чарткова нет, то хозяин решил забрать портрет старика в счёт долга. Когда он рассматривал картину, то из рамы упал свёрток* с деньгами, который Чартков видел во снах. На эти деньги он смог оплатить долг за жильё, снять квартиру побольше и купить одежду. Художник подал объявление о том, что пишет портреты на заказ*. Внезапно он становится популярным и модным портретистом*. Старые знакомые удивляются, что он потерял свой талант*. Скоро художник и сам понял своё падение*. В отчаянии он закрылся и стал стараться писать что-то не на заказ, но он всегда видел глаза старика с того портрета. Чартков умер в чахотке*.
Потом на аукционе* выставили на продажу портрет старого азиата с удивительно живым взглядом*. Многие желали его купить, но тут выходит художник Б., рассказавший присутствующим* свою историю. Когда-то жил в Коломне ростовщик*. Все, кому он давал деньги, вскоре погибали*. Отец Б. был художником и соседом этого ростовщика. Как-то азиат-ростовщик пришёл к нему с заказом нарисовать свой портрет. Чем больше художник писал портрет, тем живее получались глаза. С каждым днём у художника появлялось* отвращение* к своей работе. Ростовщик сказал, что после его смерти, вся его сила перейдёт в эту картину. Эти слова ещё больше испугали художника, и он убежал, не закончив работу. Ему всё-таки передали портрет лично в руки, и на следующий день ростовщик умер. У художника начались неприятности*, и он решил избавиться от картины. Он даже ушёл в монастырь* и начал писать картину на библейские темы. Перед смертью он просил своего старшего сына найти и уничтожить проклятый* портрет.
Закончив рассказ о своём отце, Б. оборачивается* взглянуть на портрет, но тут все видят, что его (портрета) нет на месте.
Главная мысль
В произведении противопоставляются две разные судьбы художников. Автор подчеркнул, что, только отказавшись от мирской суеты*, мастер может раскрыть свой талант и не превратиться в ремесленника*. Творческий путь бывает очень трудный.
1. Прочитайте о некоторых фактах из жизни А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы после текста.
Поэт родился в Москве в Немецкой слободе (там селились иностранцы). Мать звали Надеждой Осиповной. По линии матери поэт происходил от Абрама Ганнибала, сына эфиопского князя, привезённого в Россию и ставшего видным деятелем эпохи Петра I. Пушкины (линия отца) принадлежали к старинному дворянскому роду. Пушкин А.С. особенно опекал своего младшего брата Льва. Вот некоторые записи из письма Пушкина А.С. его брату. – Не суди о людях по собственному сердцу; – презирай их самым вежливым образом: это средство оградит тебя от страстей; – будь холоден со всеми; фамильярность* всегда вредит, особенно с начальниками; – не проявляй услужливости; – не принимай одолжений; одолжение чаще всего – предательство; – избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает; – никогда не отвечай оскорблением на оскорбление; – никогда не бери в долг, лучше терпи нужду*. Будущий поэт был отдан в Царскосельский лицей в Царском Селе (сейчас г. Пушкин). Француз Дантес нагло и откровенно ухаживал за женой Пушкина. Именно из-за этого было много унизительных неприятностей. Пушкин в конце концов вызвал Дантеса на дуэль*. Прототипом няни Татьяны стала его няня Арина Родионовна, которую поэт очень любил. О ней Пушкин вспоминает во многих своих стихотворениях. «Зимний вечер», «Няне», «Сон». О жанре «Евгений Онегин» Пушкин писал: «…я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская* разница. 6 июня 1880 года в Москве был открыт памятник поэту работы скульптора А.М. Опекушина. На торжестве присутствовали Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.Н. Островский и другие. Пушкин любил Петербург и прожил в нём большую часть жизни. Санкт-Петербург – центр русской науки, искусства, культуры – втянул Пушкина в свой водоворот. В Царском Селе (теперь г. Пушкин) в лицее при Екатерининском дворце будущий поэт учился 6 лет. Теперь там музей. Молодого Пушкина после учёбы привлекал дом Олениных, проживавших по Фонтанке №101. Пушкин часто бывал в квартире братьев Тургеневых на Фонтанке №20. В доме №25 по Фонтанке бывали Карамзин, поэт Батюшков, декабрист Пестель. Поэт любил Летний сад. Памятник Петру I работы скульптора Фальконе – Медный всадник получил название благодаря гениальной поэме Пушкина. Николай I хотел, чтобы Наталья Николаевна (жена поэта) танцевала в Аничковом дворце (Невский проспект, 39), поэтому Пушкин с женой там бывали. В здании Главного штаба Зимнего дворца Пушкину было разрешено работать в архиве. В университете Пушкин посещал лекции по истории русской словесности, в Академии художеств он познакомился с молодыми художниками. Последние 4 месяца Пушкин прожил в доме по набережной Мойки №12, теперь здесь музей. Именно сюда привезли раненого Пушкина, где он умер в тяжёлых мучениях. На месте дуэли* поставили обелиск*.
Вопросы и задания
1. Где родился А.С. Пушкин? Кем были его родители? Какова его родословная?
2. Какие отношения были у Пушкина с братом?
3. Какое образование получил Пушкин, где учился? 4. По какой причине Пушкин сказал: «Я принадлежу стране и хочу, чтобы моё имя было чисто везде, где оно известно»? 5. Кто стал прототипом* няни Татьяны из романа «Евгений Онегин»? 6. Как сам поэт определил жанр «Евгения Онегина»? 7. Когда в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину? Кто автор памятника? Кто присутствовал на открытии памятника? 8. Какие пушкинские места известны в Санкт-Петербурге? 9. Дополните ответы своими знаниями.
Роман в стихах «Евгений Онегин» ( письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне)
2. Прослушайте письмо Татьяны в разных исполнениях. Чьё исполнение вам понравилось и почему?
3. В чём вы видите благозвучие речи в стихах Пушкина? Благозвучие – это гармоничное сочетание звуков, приятное для слуха и воспроизведения. Критерии: — чередование гласных и согласных звуков: поле, зима, лето, милый; — сочетания из двух согласных в начале и середине слова: друг, весло, круглый; — наличие вариантов предлогов «к — ко», «с — со», «о — об —обо», «под — подо», «над — надо»: к нему, ко мне; с тобой, со всеми; о ней, об этом, обо всём; под ним, подо мной; над ним, надо мной.
Прослушайте письмо Татьяны к Онегину в исполнении актёра Иннокентия Смоктуновского (1980)
Прослушайте письмо Татьяны к Онегину в исполнении актрисы Ольги Будиной
Читают студентки из Китая и Тайваня: Мэйи, Син-Лин, Синхэ
Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы… ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой… Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно… нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль? Я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, Слова надежды мне шепнул? Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши. Быть может, это все пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное… Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю… Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…
Отрывок из фильма-оперы по одноименному роману в стихах Евгений Онегин» А.С.Пушкина и опере П.И.Чайковского, 1958 г.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ XXXII
Письмо́ Онегина к Татья́не
Предви́жу всё: вас оскорби́т Печа́льной тайны объясненье. Како́е го́рькое презренье Ваш го́рдый взгляд изобрази́т! Чего́ хочу́? с како́ю це́лью Откро́ю ду́шу вам свою́? Како́му зло́бному весе́лью, Быть мо́жет, по́вод подаю́! Случа́йно вас когда́-то встре́тя, В вас и́скру не́жности за́метя, Я ей пове́рить не посме́л: Привы́чке ми́лой не дал хо́ду; Свою́ посты́лую свобо́ду Я потеря́ть не захоте́л. Ещё одно́ нас разлучи́ло… Несча́стной же́ртвой Ле́нский пал… Ото всего́, что се́рдцу ми́ло, Тогда́ я се́рдце оторва́л; Чужой для всех, ниче́м не свя́зан, Я ду́мал: во́льность и поко́й Заме́на сча́стью. Бо́же мой! Как я оши́бся, как нака́зан. Нет, помину́тно ви́деть вас, Повсюду сле́довать за ва́ми, Улы́бку уст, движе́нье глаз Лови́ть влюблёнными глаза́ми, Внимать вам до́лго, понима́ть Душо́й все ва́ше соверше́нство, Пред ва́ми в му́ках замира́ть, Бледне́ть и га́снуть… вот блаже́нство! И я лишён того́: для вас Тащу́сь повсюду наудачу; Мне до́рог день, мне до́рог час: А я в напра́сной ску́ке тра́чу Судьбо́й отсчи́танные дни. И так уж тя́гостны они́. Я зна́ю: век уж мой изме́рен; Но чтоб продли́лась жизнь моя́, Я у́тром до́лжен быть уве́рен, Что с ва́ми днем уви́жусь я… Бою́сь: в мольбе́ мое́й смире́нной Уви́дит ваш суро́вый взор Зате́и хи́трости презре́нной — И слы́шу гне́вный ваш уко́р. Когда́ б вы зна́ли, как ужа́сно Томи́ться жа́ждою любви́, Пыла́ть — и ра́зумом всеча́сно Смиря́ть волне́ние в крови́; Жела́ть обня́ть у вас коле́ни И, зарыда́в, у ва́ших ног Изли́ть мольбы́, признанья, пе́ни, Все, все, что вы́разить бы мог, А ме́жду тем притво́рным хла́дом Вооружа́ть и речь и взор, Вести́ споко́йный разгово́р, Гляде́ть на вас весёлым взгля́дом!.. Но так и быть: я сам себе́ Проти́виться не в си́лах бо́ле; Все решено́: я в ва́шей во́ле И предаю́сь мое́й судьбе́.
XLVIIОтвет Татьяны Онегину
А сча́стье бы́ло так возмо́жно, Так бли́зко!.. Но судьба́ моя́ Уж решена́. Неосторо́жно, Быть мо́жет, поступи́ла я: Меня́ с слеза́ми заклина́ний Моли́ла мать; для бе́дной Та́ни Все бы́ли жре́бии равны́… Я вы́шла за́муж. Вы должны́, Я вас прошу́, меня́ оста́вить; Я зна́ю: в ва́шем се́рдце есть И го́рдость и пряма́я честь. Я вас люблю́ (к чему́ лука́вить?), Но я друго́му отдана́; Я бу́ду век ему́ верна́».
В Лицее в Царском Селе
На картине художника И.Е. Репина Александр Пушкин на экзамене в лицее в Царском Селе (сейчас г. Пушкин) читает своё стихотворение
«Воспоминание в Царском селе»
Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены. Вострепещи, тиран! уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря, Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья За Русь, за святость алтаря.
Лирика А.С. Пушкина
1. Прочитайте стихотворение. Объясните, как вы его понимаете.
ПОРА́, МОЙ ДРУГ, ПОРА́ !
Пора́, мой друг, пора́! Поко́я се́рдце про́сит – Летя́т за дня́ми дни, и ка́ждый час уно́сит Части́чку бытия́, а мы с тобо́ й вдвоём Предполага́ем жить… И глядь – как раз – умрём. На све́те сча́стья нет, но есть поко́ й и во́ля. Давно́ зави́дная мечта́ется мне до́ля – Давно́, уста́лый раб, замы́слил я побе́г В оби́тель да́льнюю трудо́в и чи́стых нег.
1.1. Прослушайте исполнение студента из Бразилии.
2. Прочитайте стихотворение.
Пусто́е вы серде́чным ты Она́, обмо́лвясь, замени́ла И все счастли́вые мечты́ В душе́ влюблённой возбуди́ла. Пред ней заду́мчиво стою́, Свести́ оче́й с неё нет си́лы; И говорю́ ей: как вы ми́лы! И мы́слю: как тебя́ люблю́! (1828 г.)
3. Прочитайте стихотворение. Объясните, как вы его понимаете.
4. Прочитайте стихотворение. Объясните, как вы его понимаете.
Я вас люби́л: любо́вь ещё, быть мо́жет, В душе́ мое́й уга́сла не совсе́м; Но пусть она́ вас бо́льше не трево́жит; Я не хочу́ печа́лить вас ниче́м. Я вас люби́л безмо́лвно, безнадёжно, То ро́бостью, то ре́вностью томи́м; Я вас люби́л так и́скренно, так не́жно, Как дай вам бог люби́мой быть други́м. (1829 г.)
Художественный фильм «Метель» (по повести «Метель»)
Метель (драма, реж. Владимир Басов, 1964 г.) Режиссёр: Басов Владимир Сценарист: Басов Владимир Композитор: Свиридов Георгий Оператор: Вронский Сергей Художник-постановщик: Куманьков Евгений