Учебные пособия

Учёные России

1. Познакомьтесь с именами некоторых учёных России и приготовьте презентацию о научном вкладе одного из них.

Михаил Васильевич Ломоносов
(1711–1765)

Учёный в разных научных сферах, сделавший открытия в естествознании, химии, физике, минералогии, истории, филологии, металлургии, опто-механике, астрономии, литературоведении. А.С. Пýшкин сказáл о Ломоносове «Он создáл пéрвый университет, он сам был первым нáшим университéтом».

Дмитрий Иванович Менделеев
(1834 – 1907)

Русский учёный: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.

Софья Васильевна Ковалевская
(1850 – 1891)

Первая женщина – профессор математики. Открыла математический закон.

Иван Петрович Павлов
(1849 – 1936)

Русский учёный-физиолог, биолог. Стал символом советской науки. Совершил открытия в физиологии высшей нервной деятельности, кровообращения и пищеварения.

Николай Иванович Пирогов
(1810 – 1881)

Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии, впервые применил гипсовую повязку.

Александр Степанович Попов
(1859 – 1906)

Учёный — физик открыл новую эпоху в радиосвязи. Создал совершенный вариант радиоприёмника.

Владимир Кузьмич Зворыкин
(1888-1982)

Разработал высоковакуумную телевизионную приёмную трубку — кинескоп. Основоположник телевидения.

Николай Егорович Жуковский
(1847—1921)

Русский механик, создатель аэродинамики как науки. Главный символ российского образования.

Сергей Павлович Королёв
(1907 — 1966)

Советский учёный внёс огромный вклад в создание ракетно-космических систем. Запуск искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, запуск первого в мире космонавта.

Юрий Алексеевич Гагарин
(1934 — 1968)

Первый в мире лётчик-космонавт СССР.

Жорес Алфёров
(1930 – 2019)

Российский учёный-физик изобрёл первые транзисторы, атомный подводный флот, лазеры полупроводниковые, лазер на квантовых точках, солнечные батареи.

Русская символика в разных видах искусства

ПРИМЕ́РЫ РУ́ССКОЙ СИМВО́ЛИКИ

В музыке…
https://www.youtube.com/watch?v=NinQ1-z7T3Y

В стихах …

В картинах…

Исаак Ильич Левитан «Берёзовая роща» 1889 год

В хозяйстве…

А.П. Чехов «Студент»

1. Прочитайте рассказ

   Антон Павлович Чехов                  

Студент

2.1. Какие ассоциации вызывает у вас название? Напишите Ваши варианты названия.

 *Справка: первый вариант названия  рассказа был «Вечером».
Как вы думаете, почему автор изменил название?

2.2. Найдите в тексте все слова и выражения, которые указывают на
главного героя:
а) возраст;
б) статус;
в) его будущее занятие;
г) какие предметы он знает хорошо?
д) опишите портрет героя.

2.3. О каком историческом событии Вы узнали из рассказа о студенте?

4. Какие проблемные вопросы в рассказе?

5. Финал рассказа неоднозначный. В литературоведении существует несколько точек зрения на финал рассказа:

– Первая: автор выражает мысль о возможности осмысленного человеческого существования – т.е. признает мир, созданный Богом.
– Вторая: автор лишь на минуту поддается молодой энергии, но понимает временность и недолговечность переживаемого им счастья. Скрывается сомнение, разочарование автора, его экзистенциальное ощущение всеобщей необустроенности мира, обречённости человека на страдания.

 Какая точка зрения Вам ближе?

Театр и литература: А.Н. Островский «Гроза»

1. Александринский театр

1.1. Прочитайте и посмотрите про Александринский театр.

Государственный академический театр драмы им. Пушкина — легендарный Александринский театр — является старейшим национальным театром России. Он был учрежден указом, подписанным императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года. Дата основания театра является датой рождения русского профессионального театра. С XVIII по начало XX века он являлся главным императорским театром. Сегодня театр является национальным достоянием России и входит в охранный список ЮНЕСКО. В 1832 году театр получил здание по проекту Росси, ставшее одним из архитектурных символов Петербурга. 
В Александринском театре бывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский и многие другие политики, коронованные особы, ученые, военные, деятели культуры. 

Здесь состоялись премьеры практически всех произведений классики российской драматургии. https://www.culture.ru/institutes/10163/aleksandrinskii-teatr

https://www.youtube.com/watch?v=XIi6V96RTBU
https://www.youtube.com/watch?v=V4XmZYKSguE

1.2. Изучите слова и выражения о театре.

Теа́тр, пье́са, дра́ма, коме́дия, о́пера, опере́тта, бале́т, режиссёр, актёр, актри́са, сце́на, за кули́сами, зал, фойе́, буфе́т, биле́тная ка́сса, кре́сла, ряд, репети́ция, спекта́кль, сцена́рий, зри́тели, «теа́тр начина́ется с ве́шалки».

2. Пьеса А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

Великий русский драматург, ключевая фигура в развитии русского национального театра. Его пьесы отражали жизнь и нравы русского общества XIX века.

2.2. Кратко о пьесе «Гроза»

Островский А.Н. служил в суде и вёл судебные заседания. Он был свидетелем многих семейно-бытовых историй, которые записывал в свою тетрадь. Потом эти истории стали сюжетами его многих произведений. Пьесы Островского актуальны и в настоящее время.

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она основана на реальных событиях. Конфликт  «тёмного царства» (устаревших традиций) с потребностью новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс  и в театральной, и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.

Сюжет пьесы

Главную героиню Екатерину отдали замуж за Тихона., который слушается во всём мать. Его мать Кабанова (Кабаниха) строгая женщина, которая управляет и жизнью сына. Екатерина не привыкла жить в такой не свободе. Ей трудно привыкнуть. Она страдает, но изменить ничего не может.

Муж Тихон уехал ненадолго по делам. В это время в гости приехал к соседу племянник Борис. Екатерина и Борис познакомились, и она изменила мужу с Борисом.

Потом Екатерина поняла, что не сможет жить этим обманом. Она покончила жизнь самоубийством: прыгнула с обрыва в реку Волгу во время грозы.

Кроме главной героини Екатерины, её мужа Тихона и свекрови Кабаниха есть и другие персонажи. Один из них – местный изобретатель Кулигин (прототип Кулибин – русский изобретатель 18 века, фразеологизм Кулибин), который хотел изобрести вечный двигатель. Гроза для него – источник механической энергии.

2.3. Посмотрите на афиши к пьесе «Гроза» в разных постановках. Дайте объяснение одной афише: что она символизирует? Что художник и режиссёр хотели сказать изображением?

2.4 Прочитайте сцены по ролям

Александр Сергеевич Пушкин — наше всё!

1. Запишите периоды жизни А. С. Пушкина по фильму.

2. Посмотрите фильм о Царскосельском лицее. Составьте вопросы и напишите на них ответы, чтобы получился стройный рассказ.

https://youtu.be/tPrBrq6Gc-U?si=hwEu0aeU27wBGmox

3. Как вы думаете, что значит фраза: «А. С. Пушкин – наше всё!», которую сказал поэт Аполлон Григорьев?

4. Посмотрите мультфильм и прочитайте «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

https://russian-teacher.ru/2023/10/18/а-с-пушкин-сказка-о-рыбаке-и-рыбке/

Чтение. Фильм. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

26 мая [6 июня1799,
 Москва — 29 января
 [10 февраля1837,
 Санкт-Петербург

3. Прочитайте сказку и посмотрите мультфильм.

старик* старый мужчина
старуха* старая женщина
ветхая землянка* старое жильё в земле
невод* сеть, чтобы ловить рыбу
пряла пряжу* делать нить взмолилась* очень просила
старче* обращение к старому человеку
откуп* плата за что-то

1.Где жили старик со старухой?
2.Сколько лет они жили вместе?
3.Чем занимался старик?
4.Чем обычно занималась старуха?
5.Сколько раз старик закидывал невод?
6.Кого поймал старик в третий раз?
7.О чём просила рыбка старика?

слыхивал* слышал
ступай*иди
по-нашему*как мы
не посмел* не мог
пустил*отпустил
забранила* стала ругать его
дурачина*дурак

8.Как поступил старик с рыбкой?
9.Кому рассказал старик про великое чудо?
10.Что ответила старуха?

раскололось*разбиться
smashed
смилуйся* — пожалеть, помиловать pardon
изба* — дом
кланяться bow
корысть* — польза, выгода
benefit

11.Что пожелала старуха?
12.Кто выполнил её желание?
13.Что пожелала старуха во второй раз?

с поклоном* — кланяться
bow
кликать* — звать, кричать
call,shout
смилуйся* — пожалеть, помиловать pardon
ещё пуще* — ещё сильнее
изба* — дом
сварливая* — вздорная
quarrelsome
светёлка* — небольшая светлая комната
белёная* — красить белой краской
на чём свет стоит ругает* — очень сильно ругает
крестьянка* — женщина в селе, деревне)
столбовая дворянка — почётная дворянка honorary nobility

14.Какую избу получила старуха?
15.Что сказала старуха старику?
16. Что пожелала старуха третий раз?

Соболья душегрейка* -короткая шуба из соболя
sable fur jacket
кичка* — старинный головной уборvintage headdress
парчовая* — материя тяжёлая
brocade
жемчуг* — pearl
перстень* — the ring
барыня, сударыня* — богатая замужняя женщина
rich married woman
душенька (душа)* — heart

17.Что попросил старик у рыбки?
18. Кого увидел старик, когда вернулся домой?

«белены объелась»* делать глупые поступки
do stupid things
осердилась (стала сердиться)*
«говорят честью»* говорят по-хорошему
they tell you in a good way

19. Где стал служить старик?
20. Кем захотела быть старуха?
21. К кому отправился старик?

Добро* — хорошо
бояре* — высший слой феодального общества в X—XVII века
the highest stratum of feudal society in the X-XVII centuries
дворяне* — при дворе князя
at the prince’s court
пряник печатный* — сладкое мучное изделие с рельефным рисунком
sweet flour product with a raised pattern
«с очей прогнать его велела»* — чтоб глаза её не видели его
so that her eyes wouldn’t see him
невежа* — невоспитанный и глупый
ill-mannered and stupid
Не садись не в свои сани* — знай своё место know your place in the hierarchy

22. Кого увидел старик, в царских палатах?
23. Как встретила старуха мужа?
24. Кто смеялся над стариком?

отыскали*
владычица морская*
осмелиться*
поперёк слова молвить*
вздулись волны*

25. Какое последнее желание было у старухи?

26. Как выполнила рыбка последнее желание старухи?

Слова из сказки

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Чему учит эта сказка?
Кем была рыбка для старухи?
Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Как менялось море, когда к рыбке приходил старик с просьбой?

Русские народные песни

1.   СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ

Воинская служба во все времена и у всех народов была и остаётся почётным долгом. Есть такая профессия «Родину защищать». Ведь защищать свою землю, свой дом, свою семью от врагов больше-то и некому.

– Солдатушки, бравы ребятушки,
     Где же ваши деды?
     – Наши деды – славные победы,
     Вот где наши деды!
          – Солдатушки, бравы ребятушки,
          Где же ваши отцы?
          – Наши отцы – русски полководцы,
          Вот где наши отцы!
     – Солдатушки, бравы ребятушки,
     А где ваши матки?
     – Наши матки – белые палатки!
     Вот где наши матки.
          – Солдатушки, бравы ребятушки,
          Где же ваши сёстры?
          – Наши сёстры – пики (штыки), сабли остры,
          Вот где наши сёстры!
     – Солдатушки, бравы ребятушки,
     Где же ваши жёны?
     – Наши жёны – пушки заряжёны,
     Вот где наши жёны!
          – Солдатушки, бравы ребятушки,
          Где же ваши детки?
          – Наши детки – пули наши метки,
          Вот где наши детки!
     – Солдатушки, бравы ребятушки,
     Где же ваша слава?
     – Наша слава – Русская держава,
     Вот где наша слава!
          – Солдатушки, бравы ребятушки,
          Где же ваша сила?
          – Нашу силу на груди носили –
          Крест – вот наша сила!

2. Ой, то не вечер, то не вечер…

Русская народная песня

Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.

Мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.

А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать,
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.

Как налетели ветры злые
Со восточной стороны,
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.

Ой, то не вечер. то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось,
Ох, да во сне привиделось.

Музеи: художники — передвижники

Что такое музей?

Музейон Эллады – храм, посвящённый девяти олимпийским богиням, дочерям Зевса и Мнемозины, богини памяти. Первые музеи в нашей стране появились в Санкт-Петербурге.

Крупные коллекции произведений искусства, памятников старины, археологических находок, существовали и раньше, складывались в Москве и провинции, в домах просвещённых и богатых дворян, в монастырях и церквях. По почину Петра Великого в жизнь Российской империи вошли и музеи… К началу XX в. насчитывалось более 150 публичных музеев разного уровня и профиля. Несколько десятков закрытых – воинских комнат боевой славы. Создание и развитие музеев было вызвано чувством патриотизма и потребности системы образования, стало стимулом воспитания и просвещения людей. Музеи стали воплощением исторической памяти не только русского, но и других народов России.

Значит, экспонат, коллекция, музей – это миг вечности [Петров Г. Миг вечности. – СПб. –Издательство «Logos». – 2005].

Товарищество подвижных выставок

Первое собрание членов Товарищества передвижных художественных выставок состоялось
16 декабря 1870 года. Было определено время и место первой выставки
(Петербург – осень 1871 г.)

Цель: «Товарищество имеет целью устройство, с надлежащего разрешения передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Итак, 28 ноября 1871 года Первая передвижная выставка открылась в залах Академии. Потом переехала в Москву. Из Москвы была перевезена в Киев, затем в Харьков. … Так началась слава передвижников. Их целью было искусство правдивое, национальное, способное пробудить сознание народа, отторгнутого от культуры. Благодаря принципу передвижения выставок реалистичное искусство узнали сотни тысяч зрителей огромной страны [Гомберг-Вержбинская Э. Передвижники. – Лен. изд. «Искусство». – 1970]. 

2. Подготовьте презентацию о одном их художников-передвижников.

Реферат по статье Д.К. Ушинского

Статья К.Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский; ред. А. И. Пискунов. – Москва : Педагогика, 1974. – Том 2. Проблемы русской школы. – 439 с. 

1. Прочитайте статью К.Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка».

2. Составьте вопросы по первой цели, по второй и по третьей. Из ответов должен получиться стройный ответ.

3. Напишите реферат по статье Ушинского на одну из предложенных тем. Дополнительно используйте словари, справочники, укажите дополнительно используемую научную литературу в библиографическом списке к реферату.

  1. Дидактические приёмы К.Д. Ушинского при обучении отечественного русского языка (три цели).
  2. Развитие дара слова посредством сочинений при обучении отечественному русскому языку.
  3. Особенности выполнения упражнений самостоятельно при обучении отечественному русскому языку.
  4. Главная цель наглядности в обучении отечественному русскому языку.
  5. Самостоятельность, систематичность и логичность при обучении отечественному русскому языку.
  6. Методика устных и письменных упражнений при обучении отечественному русскому языку.
  7. Отечественный язык – язык народной мысли: как не ослабить желание изучать родной язык.
  8. Польза освоения грамматики при обучении отечественному русскому языку.
  9. Грамматическое правило как вывод из наблюдений над языком.
  10. Упражнения по синтаксису и этимологии – фундамент к освоению грамматики.
  11. Разумная логическая система и чувственность – залог успешного обучения отечественному языку.

Научный стиль. Описание

Описание – тип текста, который состоит в более или менее развёрнутом указании признаков предметов и явлений. Описание – это изображение отдельных предметов, сравнительное изображение двух предметов (или одного предмета в разных условиях). Описание может быть художественным, образным и научным, строгим «деловым».

Композиция описания: а) общее впечатление о описываемом, что-то о нём сообщается; б) раскрываются признаки предмета.

Описание – это подготовительный этап для научного объяснения, которое связано с описанием.

Объяснение предполагает инференцию (inference; infer «выводить», «заключать») Инференция – это способность получать выходные данные в процессе обработки информации. Делать умозаключение на основе силлогизма*. Силлогизм – это логическая система дедукции*, когда из двух суждений, содержащих общие условия следует вывод, заключение. Силлогизм состоит из трёх суждений: двух посылок (суждений) и умозаключения. (Аристотель 384-322 до н. э.)

Примеры описания

1. Прочитайте фрагменты из рассказов научного фантаста А. Беляева. Объясните какой тип речи в этих эпизодах?

  1. На этой дороге мы увидели необычайный феномен.
    По дороге медленно катился огромный шар из клубов пара. На морозе пар превращался в иней, который составлял как бы внешнюю подвижную оболочку шара. Лунный свет отражался на сверкающих кристаллах инея и давал радужные ореолы. Позади шара тянулся хвост из снежных хлопьев. (А. Беляев «Человек-термо»)
  2. Лошадь была так необычайно худа, что можно было легко пересчитать у нее все ребра. Разбитые ноги опухли в коленных суставах и искривлены. Голова печально опущена, нижняя отвисшая губа шевелилась, словно кляча шептала, жалуясь на свою судьбу. На кляче восседал никому не известный мальчик-жокей, босоногий, в красной ситцевой рубахе.
  3. Посредине «ковра» площадью несколько сот квадратных метров я увидел небольшой крест, как мне показалось. Когда мы подошли к нему ближе, оказалось, что одна «крестовина» представляла собой щель в ковре, а другая – повернутый поперек щели болт, сидящий на стержне. От этого центрального креста расходились во все стороны скобы, несколько напоминающие дверные ручки. (А. Беляев «Ковёр-самолёт»)

2. Сделайте описание по одной из картинок

Фото № 1
Фото № 2 Яйцо динозавра
Фото № 3
Фото №4
Фото №5

 

Фото №6

 

Фото №7

 

Фото № 8
Фото №9

 

Фото № 10