Учебные пособия

Высказывания философов начала эпохи Возрождения

  1. Данте Алигьери (1265-1321).
    «Последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени»

Обман и сила — вот орудье злых.

Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени.

Нет большего мученья, как о поре счастливой вспоминать.

Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание.

Сострадание — это не чувство; скорее это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.

Воды, в которые я вступаю, не пересекал ещё никто.

Не действуй против божества влюблённых: какое бы ты средство ни привлёк, ты проиграешь битву, будь уверен.

Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет.

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.

Тот страждет высшей мукой, кто радостные помнит времена в несчастии.

Часто люди плывут по течению времени! А между тем утлый челнок наш снабжён рулём; зачем же человек несётся по волнам, а не подчиняется собственным стремлениям

2. Н. КУЗАНСКИЙ(1404-1464)
Книга первая. Об ученом незнании

Глава II Пояснение предыдущим последующего

Прежде чем излагать самую важную из доктрин – учение о незнании, считаю необходимым приступить к выяснению природы максимальности.

Я называю максимумом нечто такое, больше чего ничего не может быть. Изобилие связано в действительности лишь с единым. Вот почему единство совпадает с максимальностью и также является бытием.

Абсолютный максимум единственен, потому что он – все, в нем все есть, потому что он – высший предел. Так как ничто ему не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, и максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывает сам никакого ограничения, но ограничивает все. Этот максимум, который непоколебимая вера всех народов почитает так же как бога, явится в первой книге о человеческом разуме предметом моих посильных исследований.

От него, называемого абсолютным максимумом, исходит универсальное единство, и вследствие этого он пребывает в ограниченном состоянии, как Вселенная, чье единство замкнулось в множественности, без которой она не может быть. Однако, несмотря на то, что в своем универсальном единстве этот максимум охватывает всякую вещь таким образом, что все, что происходит от абсолюта, находится в нем и он – во всем, он не мог бы, однако, существовать вне множественности, в которой пребывает, потому что не существует без ограничения и не может от него освободиться.

Так как Вселенная существует лишь ограниченным образом во множестве, мы исследуем в самом множестве единый максимум, в котором Вселенная существует в степени максимальной и наиболее совершенной в своем проявлении и достижении своей цели. Эта Вселенная соединяется с абсолютом, являющимся всеобщей целью. (106)

3. МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ МОНТЕНЬ
(1533-1592)

Сочинения: «Опыты».

О человеческой гордыне и безрассудстве

Мы обычно охотно истолковываем высказывания других людей в пользу наших собственных, укоренившихся в нас предрассудков, для атеиста, например, все произведения ведут к атеизму: самую невинную вещь он заражает собственным своим ядом. У этих людей есть некое умственное предубеждение, в силу которого доводы Раймунда Сабундского до них не доходят. А между тем им кажется, что им представляется благоприятный случай свободно опровергать чисто человеческим оружием нашу религию, на которую они иначе не решились бы нападать, памятуя о всем ее величии, о ее авторитете и ее предписаниях. Чтобы обуздать это безумие, вернейшим средством я считаю низвергнуть и растоптать ногами это высокомерие, эту человеческую гордыню, заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума, заставить его склонить голову и грызть прах земной из уважения перед величием Бога и его авторитетом. Знание и мудрость являются уделом только Бога, лишь Он один может что-то о себе мнить, мы же крадем у Него то, что мы себе приписываем, то, за что мы себя хвалим.

4. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
(1469-1527)
Сочинения: «Князь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Диалог о военном искусстве».
О качествах, которыми должен обладать правитель

Князь не должен иметь ни другой цели, ни другой работы, ни делать из чего-либо другого свое искусство, кроме войны, ибо только военное искусство приличествует тому, кто повелевает, и сила этого искусства настолько велика, что оно не только помогает удержаться тем, которые рождены Князьями, но часто возносить к этому положению людей, прежде бывших частными гражданами. И наоборот, не трудно убедиться в том, что, когда Князья более думали о наслаждениях, нежели об оружии, – они лишались своих государств. Пренебрежение этим искусством является первой причиной потери государства; мастерство в нем – причиной приобретения такового. Безоружность, кроме других зол, которые она влечет за собой, делает еще Князя предметом презрения, а это является одним из тех бесчестящих свойств, которых Князь должен избегать… (Макиавелли Н. Князь. СПб., 2001. С.88-89.)

 

5.ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600)
О бесконечности

Ввиду бесчисленных степеней совершенства, в которых разворачивается в телесном виде божественное бестелесное превосходство, должны быть бесчисленные индивидуумы, каковыми являются эти громадные живые существа (одно из которых эта земля, божественная мать, которая родила и питает нас и примет нас обратно), и для содержания этих бесчисленных миров требуется бесконечное пространство.

Я говорю о пределе без границ, для того чтобы отметить разницу между бесконечностью Бога и бесконечностью Вселенной; ибо Он весь бесконечен в свернутом виде и целиком, Вселенная же есть все во всем (если можно говорить обо всем там, где нет ни частей, ни конца) в развернутом виде и не целиком […]. Бесконечность, имеющая измерения, не может быть целокупно бесконечной.

Я называю Вселенную «целым бесконечным», ибо она не имеет края, предела и поверхности; но я говорю, что Вселенная не «целокупно бесконечна», ибо каждая часть ее, которую мы можем взять, конечна и из бесчисленных миров, которые она содержит, каждый конечен. Я называю Бога «целым бесконечным», ибо он исключает из себя всякие пределы и всякий его атрибут един и бесконечен; и я называю Бога «целокупно бесконечным», ибо Он существует весь во всем мире и во всякой своей части бесконечным образом и целокупно в противоположность бесконечности Вселенной, которая существует целокупно во всем, но не в тех частях (если их, относя к бесконечному, можно называть частями), которые мы можем постигнуть в ней. (О бесконечности, Вселенной и мирах. С. 167.)

 6.НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1404-1464)

…Когда заботы чрезмерны, они отчуждают от созерцания премуд­рости. Недаром написано, что философия противоположна плоти и умерщвляет ее. Между философами опять-таки обнаруживает­ся большое различие, и, главное, потому, что ум одного лучший охотник, потому что упражнялся, и логика ему послушнее, и он умело ею пользуется, и еще потому, что один лучше другого знает, в какой области желанную премудрость быстрее отыскать и как уловить. Поистине философы не что иное, как охотники за премуд­ростью, которую каждый по-своему прослеживает в свете при­рожденной ему логики.
Кузанский Н. Охота за мудростью // Избранные произведения: в2-х т. Т.2. — М.,1980. — С. 34.

…Мы ведь не знаем всего, что может быть познано человеком. Так, скажем, не стал грамматиком, ритором, логиком, философом, мате­матиком, теологом, механиком и так далее, однако, будучи человеком, можешь всем этим стать. Хотя возможность стать человеком ; актуально определилась в тебе именно таким вот образом, каков ты : есть, и эта определенность есть твоя сущность, однако возможность стать человеком в тебе никогда не завершена до полной определенности. Имея ввиду эту несовершенную неопределившуюся возможность стать, платоники, как передает Прокл, называли все составом из законченного, или определившегося и бесконечного, законченность относится к определившейся сущности, бесконечность к потенции и возможности стать.
Кузанский Н. Охота за мудростью // Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2. — М.,1980. — С. 393,394.

Вложенное в нас природное влечение побуждает нас искать не только знания, но и мудрости (sapientiam), то есть питательного знания (sapidam scientam).Нашей интеллектуальной природе, поскольку она живет, надо питаться, причем она не может подкрепляться ничем, кроме пищи духовной жизни, как и все живое кормится фсообразной его жизни пищей; жизненный дух всегда движим влечением — это движение и зовется жизнью — и сила духа жизни без восстановления свойственным ему питанием иссякнется и прекратится.
Кузанский Н. Охота за мудростью // Избранные произведения: в2-х т. Т.2. — М., 1980. —С. 347.

Дух премудрости нисходит в дух интеллекта как желанное к жаждующему, смотря по пылкости жажды, обращает к себе духовность интеллекта.
Кузанский Н. Охота за мудростью //

Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2. — М., 1980. — С. 387.

7.НИКОЛАЙ КОПЕРНИК. (1473-1543)
О том, что мир сферичен

Прежде всего мы должны заметить, что мир является шарообразным или потому, что эта форма совершеннейшая из всех и не нуждается ни в каких скрепах и вся представляет цельность, или потому, что эта форма среди всех других обладает наибольшей вместимостью, что более всего приличествует тому, что должно охватить и сохранить все, или же потому, что такую форму, как мы замечаем, имеют и самостоятельные части мира, именно Солнце, Луна и звезды; или потому, что такой формой стремятся ограничить себя все предметы, как можно видеть у водяных капель и других жидких тел, когда они хотят быть ограничены своей свободной поверхностью. Поэтому никто не усомнится, что такая форма придана и божественным телам.
О том, что Земля тоже сферична

Земля тоже является шарообразной, так как она со всех сторон стремится к своему центру. Однако совершенная округлость ее не сразу может быть усмотрена при наличии высоких гор и опускающихся вниз долин, хотя последние очень мало изменяют общую круглоту Земли. Это можно обнаружить следующим образом. Для путешественников, идущих откуда-нибудь к северу, полюс суточного вращения Земли понемногу поднимается вверх, в то время как южный на такую же величину опускается вниз, и в окрестности Медведиц большее количество звезд являются незаходящими, тогда как на юге некоторые уже не восходят. (С. 16-18)

 8.ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ. (1564 — 1642)
О местном движении

Мы создаем совершенно новую науку о предмете чрезвычайно старом. В природе нет ничего древнее движения, и о нем философы написали томов немало и немалых. Однако я излагаю многие присущие ему и достойные изучения свойства, которые до сих пор не были замечены, либо не были доказаны. Некоторые более простые положения нередко приводятся авторами; так, например, говорят, что естественное движение падающего тяжелого тела непрерывно ускоряется. Однако в каком отношении происходит ускорение, до сих пор не было указано; насколько я знаю, никто еще не доказал, что пространства, проходимые падающим телом в одинаковые промежутки времени, относятся между собою, как последовательные нечетные числа. Было замечено также, что бросаемые тела или снаряды описывают некоторую кривую линию; но того, что линия эта является параболой, никто не указал. Справедливость этих положений, а равно и многих других, не менее достойных изучения, будет мною в дальнейшем доказана; тем открывается путь к весьма обширной и важной науке, элементами которой будут эти наши труды; в ее глубокие тайны проникнут более проницательные, чем тот, умы тех, кто пойдет дальше. (С. 233)

 9.ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (1452-1519)

Наукой называется такое разумное рассуждение, которое берет исток у своих последних начал, помимо коих в природе не может найтись ничего другого, что [также] было бы частью этой науки. <…> (С. 32.)

Увлекающиеся практикой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, коей вождь и врата — перспектива, и без нее ничего хорошего не делается ни в одном роде живописи. Наука — капитан, и практика — солдаты. <…> (С. 32-33.)

Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой. <…> (С. 46.)

Наука инструментальная или механическая — благороднейшая и по сравнению с прочими всеми наиполезнейшая, поскольку при ее посредстве все одушевленные тела, обладающие движением, совершают все свои действия, каковые движения рождаются из центра их тяжести, помещающегося, за исключением неоднородного веса, в середине; и оно имеет бедность и богатство мышц и также рычаг и противорычаг. <…> (С. 49-50).

Критика о романе «Отцы и дети»

Критик М. А. Антонович, 1862 г.:

«…И вот желанный час настал; давно и с нетерпением ожидаемый… роман явился наконец… , ну, разумеется, все от мала до велика с жаром бросились на него, как голодные волки на добычу. И начинается всеобщее чтение романа. С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука; но, разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать… А между тем и дальше, когда действие романа развертывается перед вами вполне, ваше любопытство не шевелится, ваше чувство остается нетронутым… <…>

Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский трактат, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… <…>

Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, — впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Оттого в романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души…» (статья «Асмодей нашего времени», 1862 г.)

Критик, публицист Н. Н. Страхов (1862 г.):

«…Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии… <…>

Гоголь об своем «Ревизоре» говорил, что в нем есть одно честное лицо — смех; так точно об «Отцах и детях» можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова — жизнь. <…>

Мы видели, что, как поэт, Тургенев на этот раз является нам безукоризненным. Его новое произведение есть истинно поэтическое дело и, следовательно, носит в себе самом свое полное оправдание… <…>

В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею… может деятельно служить обществу…» (статья «И. С. Тургенев, «Отцы и дети»», 1862 г.)

Критик и публицист В. П. Буренин (1884 г.):

«…Можно сказать с уверенностью, что со времени «Мертвых Душ» Гоголя ни один из русских романов не производил такого впечатления, какое произвели «Отцы и Дети» при их появлении. Глубокий ум и не менее глубокая наблюдательность, несравненная способность к смелому и верному анализу жизненных явлений, к широкому их обобщению сказались в основном замысле этого положительно исторического произведения.

Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом… <…>

..В своем романе он вовсе не становился на сторону «отцов», как это утверждала тогдашняя несочувственная ему прогрессивная критика, он вовсе не имел намерения превознести их над «детьми» для унижения последних. Точно так-же он вовсе не имел намерения выставлять в образе представителя детей какой-то образец «мыслящего реалиста», которому молодое поколение должно было поклоняться и подражать, как это вообразила прогрессивная критика, сочувственно отнесшаяся к его произведению…

…В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом. И он сделал это…

…Что касается до значения этого романа в родной литературе, то его законное место в ряду с такими созданиями, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые Души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова и «Война и Мир» Льва Толстого…»

(В. П. Буренин, «Литературная деятельность Тургенева». Спб. 1884 г.)

 

Критик Д. И. Писарев (1864 г.):

«…Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества. Один из лучших людей старшего поколения, Тургенев, писатель честный, написавший и напечатавший «Записки охотника» задолго до уничтожения крепостного права, Тургенев, говорю я, обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать. Вот что я успел подметить. Объясните мне это явление». Таков настоящий смысл романа. Этот откровенный и честный вопрос пришелся как нельзя более во-время. Его предлагала вместе с Тургеневым вся старшая половина читающей России. Этот вызов на объяснение невозможно было отвергнуть. Отвечать на него литературе было необходимо…» (Д, И. Писарев, статья «Реалисты», 1864 г.)

М. Н. Катков, публицист, издатель и критик (1862 г.):

«…все в этом произведении свидетельствует о созревшей силе этого первоклассного таланта; ясность идей, мастерство в обрисовке типов, простота в замысле и ходе действия, воздержность и ровность в исполнении, драматизм, возникающий естественно из самых обыкновенных положений, ничего лишнего, ничего задерживающего, ничего постороннего. Но сверх этих общих достоинств роман г. Тургенева имеет еще тот интерес, что в нем уловлен текущий момент, схвачено убегающее явление, типически изображена и запечатлена навеки мимолетная фаза нашей жизни…» (М. Н. Катков, «Роман Тургенева и его критики», 1862 г.)

 Критик А. Скабичевский (1868 г.):

«…В области беллетристики первым протестом против новых идей был роман г. Тургенева «Отцы и Дети». Роман этот отличается от других того же рода произведений тем, что он преимущественно философский. Он мало касается каких-либо общественных вопросов своего времени. Главная цель его поставить рядом друг перед другом философию отцов и философию детей, и показать, что философия детей противна человеческой природе, и потому не может быть применима в жизни. Задача романа, как вы видите, очень серьезная… Но на первых же страницах вы видите, что автор, лишен всякой умственной подготовки к выполнению цели романа; он не только не имеет никакого понятия о системе новой положительной философии, но и о старых идеалистических системах имеет понятия самые поверхностные, ребяческие…» (А. Скабичевскии. «Отечественные Записки», 1868 г., № 9)

Ю. Г. Жуковский, литератор и экономист (1865 г.):

«…Талант этого писателя стал бледнеть перед теми требованиями, которые поставила в задачу романисту критика Добролюбова <…> Тургенев оказался бессилен учить общество тому, чему должна была научать это общество литература, по мнению Добролюбова. Г-н Тургенев стал терять понемногу свои лавры. Ему стало жаль этих лавров, и он, в отмщение критику, сочинил пасквиль на Добролюбова и, изобразив его в лице Базарова, назвал его нигилистом…» (Ю. Г. Жуковский, статья «Итоги», журнал «Современник», 1865 г.)

 Отзыв в журнале «Библиотека для Чтения» (1862 г.):

«…Г. Тургенев осудил эмансипацию женщин, совершающуюся под руководством Ситниковых и проявляющуюся в уменьи складывать крученые папиросы, в беспощадном куреньи табаку, в питье шампанского, в пении цыганских песен, в пьяном виде и в присутствии едва знакомых молодых людей, в небрежном обращении с журналами, в бессмысленном толковании о Прудоне, о Маколее, при явном невежестве и даже отвращении ко всякому дельному чтению, что доказывается лежащими по столам неразрезанными журналами или постоянно разрезанными на одних только скандальных фельетонах, — вот те обвинительные пункты, по которым г. Тургенев осудил способ развития у нас женского вопроса…» (Журнал «Библиотека для Чтения», 1862 г.)

Методические рекомендации к практическим занятиям по литературе

МР лит. практика

                                           Введение

Методические указания по выполнению практических работ созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления документов.

Приступая к выполнению практической работы, обучающиеся должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы до закрепления теоретического материала, ознакомиться с критериями оценки.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удаётся, необходимо обратится к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения консультаций или дистанционно с помощью обратной связи сайта

www. russian-teacher.ru

Практическое занятие. Работа с текстом Островский А.Н. «Гроза»

Практическое занятие. Работа с текстом Островский А.Н. «Гроза»

Пример сочинения на тему: Катерина- «луч света в тёмном царстве»

Сочинение ученицы

Предлагаю вашему вниманию сочинение ученицы, когда-то лет 10 назад опубликованное в каком-то журнале. Я его переписала и с тех пор давала учащимся для рецензии.

«Катерина — отнюдь не луч света в тёмном царсте. Почему? Потому что «лучи света» не гуляют тёмной ночью от своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа. Настоящий «луч света» выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.

Катерина — избалованная, ленивая женщина. Мама никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В общем, жила девушка как у Христа за пазухой.  И вдруг её выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт. Вы представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она говорит человеку всё, что думает о нём. И говорит в глаза. В наше время она была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха — портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил. А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с Кабанихой трудно. А уж что касается «луча света в тёмном царстве», то он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что самоубийца — человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра. Добролюбов говорит, что смерть Катерины — это протест против нравов «тёмного царства». Таких протестующих на свете много. Но ни один из них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала: «Ну и слава Богу, от стыда избавились». Мир пополнился ещё одной сплетней. Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо молится… А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?

Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.

Я думаю, что Островский не ставил своей целью разоблачение таких «тихих омутов», как Катерина и подобных святош. Его целью было вывести на чистую воду жителей «тёмного царства» и их нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса «Гроза» — история истинно несчастной любви.

*Стилистика и орфография истоника сохранены.

1.Что бы вы поставили за это сочинение?

2.Согласны ли вы с позицией ученицы?

3.Свою позицию аргументируйте».

1.Записать темы для сочинений по пьесе «Гроза»

Темы, связанные с образом Катерины

1.Душевная драма Катерины.

2.Критики о Катерине. Чьё мнение мне ближе.

3.Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

4.Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».

5.Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5-го действия драмы А.Н.Островского «Гроза».)

 

О смысле названия драмы «Гроза» написано тоже достаточно много. Название художественного произведения обычно имеет несколько семантических пластов. Задача сочинения — рассмотреть значения одно за другим. Начать можно со значений из обычного толкового словаря и с реплик героев пьесы.

ГРОЗА, -ы, мн. грозы, гроз, грозам, ж. 1. Бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Затишье перед грозой (также перен.). Разразилась, гремит г. Летние грозы. 2. перен., кого-чего. О ком-чем-н. очень опасном, наводящем ужас, внушающем сильный страх. Камнепады — г. горных селений. Лев — г. зверей. || прил. грозовой, -ая, -ое (к 1 знач.). Грозовые тучи.

Если выписать эти реплики, сразу обнаружится связь; Сторонником первой является самый грамотный в городе человек — часовщик Кулигин, второй придерживаются все остальные герои. В судьбе главной героини гроза — это знак возмездия и психологический толчок к необычным в мире “тёмного царства” поступкам: покаянию и самоубийству. Но, с другой стороны, сам характер героини сродни стихии, и на это обращает внимание

Писарев: “Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую”.

Добролюбов же видит в ней “стихийно бунтарский характер”, “вызов самодурной силе”.

Гроза — это символ, имеющий многовековую историю, в мифологии почти всех народов бог грома и молнии — это верховный бог, повелитель, в руках которого — судьбы всего мира, всех людей.       Гроза также способствует переменам, очищению, обновлению.

  • Стала ли гибель Катерины такой грозой в городе Калинове?
  • Надолго ли её жители сохранят память о ней?
  • Изменится ли что если не в жизни, то хотя бы в мировосприятии горожан?
  • Внесла ли сама пьеса “что-то освежающее и ободряющее” в жизнь русского общества, как предрекал ей Добролюбов?
  • Таков круг проблем данного сочинения.

 

Примерный план.

  1. Вступление.Название пьесы символично и не случайно.
  2. Основная часть. Круг проблем вокруг «грозы».

1)гроза как явление природы;(… вон никак гроза заходит…”

Катерина,“Уж ты помяни мои слова,

что эта гроза даром не пройдет…”

как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”,

“А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).

     2) гроза из уст героев пьесы:Тихон(“Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”), Кулигин (хочет сделать самоотвод,“Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!”, Дикой (“Гроза-то нам в наказание посылается”. “Гроза-то нам в наказание посылается”. Катерина ( “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми…”

   3)гроза во время свидания с Борисом.

III. Заключение.   Образ грозы многозначен.

«Душевная драма Катерины» тема, связанная с раскрытием образа Катерины. . Но есть ли в этом необходимость, чтобы понять душевную драму героини? Религиозные знания и представления Катерины очень неглубоки: в тексте нигде не упоминается, чтобы в её родном доме или доме Кабановых читали Библию или другие религиозные книги, — там лишь пели молитвы да слушали рассказы странниц-богомолок, по содержанию весьма далёкие от настоящей веры, наполненные суевериями, фантастикой.

   В церкви героиня проповедь не слушает, а мечтательно разглядывает росписи икон, солнечные лучи, играющие в дыме благовоний.

     Утренняя её молитва в саду обращена также непонятно к кому: то ли к Богу, то ли к силам природы: “…рано утром в сад уйду, ещё только солнышко всходит, упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу…” Отсутствие знаний компенсируется поэтическим восприятием окружающего мира.

В сущности, Бог нужен ей для удовлетворения эстетических потребностей, чувства красоты, эмоций. Христианские мотивы переплетаются в её воображении с языческими и фольклорными. Понятия и греха, и возмездия за его совершение связаны у неё со страхом, но не могут пересилить естественной потребности любить и быть любимой.

Да и само покаяние носит далеко не религиозный характер, это стремление облегчить свою душу, вернуть ей чистоту. Поэтому такое признание своей вины не приносит ей ни облегчения, ни спасения, а ещё больше усиливает душевные муки героини и толкает её к гибели.

Анализ сцены последнего свидания Катерины с Борисом будет идти в русле исследования того же конфликта между чувством любви, долга и чувством вины за совершённый грех в душе героини. Очень маленький по объёму фрагмент текста пьесы, встреча “напоследок” героев друг с другом и с нами, читателями и зрителями, после которой один поступок уже почти решилась Катерина? Сломленный сам силами “тёмного царства уезжает из города, другая уходит из жизни. Для чего нужен драматургу этот эпизод? Чтобы разжалобить зрителей? Усилить безысходность ситуации Катерины и объяснить неизбежность её гибели? Показать слабость Бориса? Удивительно, что герои оказались в сумерки (не в темноте) на людном бульваре совершенно одни (через короткий промежуток времени прибежит целая толпа, чтобы поднять бросившуюся в воду женщину) в течение достаточно большого промежутка времени (успели “поплакать вместе”). Понимает ли Борис, на какой ”, покорный судьбе, он способен лишь на жалость и сочувствие. Понять и признать в женщине силу, которая могла бы в другой ситуации спасти их обоих, он просто не в состоянии. При анализе драматического текста важно помнить про наличие в нём подтекста. Нужно обратить внимание на речь героев и авторские ремарки, на этимологию имён.

 

Эссе

Эссе: особенности жанра

Эссе – это прозаическое произведение, чаще всего небольшого объёма. Следует создать краткий текст, в котором нужно будет выразить ваше личное отношение к проблеме.

     В данном жанре не нужно давать рациональный анализ произведения, приводить доказательства и аргументы, рассматривать причинно-следственные цепочки. Основной акцент делайте на вашу собственную позицию.

       Эссе имеет свободную композицию. Не старайтесь создать чёткую структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Весь текст – это ваши авторские размышления и рассуждения. Но и о внутренней логике повествования не забывайте: читатель должен иметь возможность понять ваши мысли, ознакомиться с вашим мнением и ходом рассуждений.

     Главное в эссе по литературе – личность автора. Попробуйте отыскать оригинальную идею, раскрыть проблему в нестандартном ключе.

       Пишите эссе в заданном речевом стиле: чередуйте проблемные вопросы и полемичные высказывания, создавайте динамику повествования, используйте разговорную лексику, отражайте интонационные нюансы.

       Постарайтесь создать интересный текст, который может спровоцировать дискуссию, вызвать читателя на диалог, спор.

Разговор с другом. Именно таковым должен считать автор своего читателя, и тогда легче будет избежать строгого или менторского тона, усложненных, запутывающих понимание сути конструкций

       Любую мысль можно облечь в литературную оболочку. Это придаст интерес и новизну эссе по литературе. Примеры, в виде чего можно написать такое сочинение, могут натолкнуть на необычное решение:

– эпистолярный жанр (письмо);

– дневниковые записи (событие в хронологии);

– лирическая миниатюра (описание);

– рецензия (компетентное мнение); –

— заметка (статья в СМИ).

Лингвистический анализ текста. Образец.

Лингвистический анализ текста

«И прахом своим…»

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! — таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»
Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.
(370 слов) (В. П. Астафьев)

 

  1. Работа с текстом: лингвистический анализ

Это текст, т.к. предложения связаны между собой и по смыслу и грамматически.

Последовательная связь: «Эта ёлочка… Она…»;

Параллельная связь: «Тот, кто не растет, умирает! — таков закон жизни”. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня.

  1. Определим тему:

тема (то о чём; чтобы выделить тему нужно озаглавить разными названиями):

Упорная ёлочка. Воспоминания о ёлочке на пне. Тот, кто не растёт, умирает.

Думая о тяжёлых днях войны, рассказчик вспоминает о ёлочка, которая вопреки всему выросла на пне.

  1. Определим идею, основную мысль текста:                                                                                                   идея (зачем; какие проблемы автор поднимает):

“Тот, кто не растет, умирает!” “Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний… — я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.” Никогда не забудутся молодые ребята, отдавшие свою жизнь, защищая родину. И невольно уважаешь елочку, которая пробилась сквозь труху.Почему-то её упорное стремление выжить бередить память военных лет.

 

  1. На какие смысловые части можно разбить текст? Выделим их микротемы. (на 3)
  2. Здесь можно прорасти. Но нельзя выжить.

П. Трудная борьба за жизнь тоненькой елочки.

III. Думы о елочке и пне возрождают выгоревшее на войне сердце.

  1. К какому стилю относится данный текст?

Рассказ написан в худ. стиле. Он не просто информирует нас о фактах, событиях, но создает образ мира. Текст отличается образностью. Используются худ. Изобразительные средства. Жанровая особенность – рассказ, т.к. одна сюжетная линия. Есть сюжет, фабула рассказа.

  1. Какой тип речи преобладает и почему?

Преобладает повествовательный тип речи с элементами описания. Повествование организуется глаголами,( примеры выделены в тексте) в описаниях преобладают слова именных частей речи : В потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике; под волглую шапку мха; липкие ниточки корешков; белым шильцем. Линялый; а корешок центровой, добывая пропитание.
 деревянной рубашке пня и т.д.

  1. Средства выразительности:

— фонетический

а). Анализ фонетического уровня:

 

вее]ом [р]азве[р]нула взъе[р]ошенная ве[р]шинка

Средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (аллитерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности текста.

 

 

-лексический

б). Анализ лексического уровня:

осанисто – прямо, стройно

волглая шапка — влажная

линялый – изменивший цвет

преть – гнить

остатное – то что осталось

 

Автор употребляет простую лексику, обычные общеупотребительные слова. Автор себя не отделяет от них. Но как точно он подбирает слова, передающие утонченно-психологическое философское осмысление жизни. Изобретательно сотворенный автором образ простонародной речи, её выразительные средства сконцентрированы,   эмоционально уплотнены. В   изобилии употреблены метафоры, эпитеты, олицетворения, позволяющие выразить всколыхнувшиеся   в   душе   автора   эмоции,   подчеркнуть созидательность жизни, её добрую сторону и великую силу и волю, наперекор преградам выжить, победить.

Жажда жизни рождает неслыханную стойкость, и оживляется выгоревшее на войне сердце:

тонкоствольный осинник — эпитет

выводки опят — метафора

мох лежал тапкою — сравнение

кисточки брусники — эпитет

ютились дохленькие всходы елочек — олицетворение

росинки смолы — эпитет

пупырышки завязей

стояла бодро и осанисто — эпитеты

бойко взъерошенная вершина — эпитеты

волглая шапка мха — эпитеты

ловко устроилась — метафора

веером развернула — метафора

липкие кисточки корешков — эпитет

белым шильцем впился — сравнение

центровой ввинчивался в пень —

деревянная рубашка пня – метафора, эпитет

растет из самого сердца — олицетворение

         теплое дыхание эпитет

И понимаешь острее: сердцем своим юные ребята остановили врага, страну спасли.

И слышишь восторженность и гимн в высоком звучании названия «И прахом своим…» и слов     всходы

Предстояло

родителъница-ель

вскармливать

мирские.

Лексика   служит   преобладанию   торжественной   радостной

тональности.

— морфологический

в) Анализ морфологического уровня:

Повествование с элементами описания и рассуждения, рассказ о действенной борьбе за жизнь требует употребления глаголов, глагольных частей речи, которые рассыпаны во всех частях текста и являются его опорой.

Именные части речи — существительные, обилие определений, выраженных прилагательными, причастиями и причастными оборотами, отображают предметный мир природы и выражают эмоции автора, мотивируют суждения, за счет чего ощущаются поразительная чуткость, восторженность, прославление красоты природы и прелести мирной созидательной жизни, чувство благоговения.

тонкоствольном осиннике

в два обхвата пень

линялый мох

едва-едва народившись

бодро и осанисто

 

-синтаксис

г) Анализ синтаксического уровня:

Инверсия в названии задает торжественную тональность текста.

« И прахом своим…»

Разнообразие обособленных членов предложения во всех частях текста художественного стиля рисуют динамичность, действенную силу жажды жизни.

что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

“Тот, кто не растет, умирает!”

Односоставные     безличные     предложения,     короткие сложноподчиненные, употребление в них тире подчеркивают категоричность законов жизни.

Заключительное сложное предложение с разными видами связи, с вставными вводными конструкциями, однородными придаточными утонченно прославляют, поют гимн жизни, её великой силе, что является для автора непостижимой загадкой.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели

 

Прямая речь показывает, как автор общается с окружающем миром. Он не один, и это чувствуется.

“Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»

Позиция автора ярко определяется

Да, больно, тяжело вспоминать ушедших, совсем молодых парней. И пусть пробивается, пусть живёт ёлочка! Ведь тот, кто не растёт , умирает! Автор сожалеет о безвременно ушедш