Учебные пособия

Слова для заучивания «Произноси правильно»

Упражнения для запоминания

А                                                                                                   Августовский и августовский                                                                                                  Агрессия (не рэ)                                                                                                                     Агрономия                                                                                                                           Адекватный (дэ)                                                                                                                              Алиби                                                                                                                                            Алкоголь                                                                                                                                      Алфавит                                                                                                                                            Аналог                                                                                                                                              Анатом                                                                                                                                       Анестезия (нэ,тэ)                                                                                                                          Аноним

Человек и сверхчеловек (Фридрих Ницше)

Человек и сверхчеловек (Фридрих Ницше)

Другим известным представителем философии жизни был немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Его идеи, с одной стороны, очень сходны с воззрениями Шопенгауэра. Мир представляет собой, говорит Ницше, не разумную упорядоченность и вечную целесообразность, а беспорядок и сплошную случайность, потому что в основе его лежит не разум, а воля. Мироздание – это не гармония, как считал Гегель, а хаос, в котором нет ничего устойчивого, определенного и истинного. В этом хаосе не на что ориентироваться и не на что опереться, в нем отсутствуют какие-либо нормы, правила или законы. А это значит, что жить и действовать в нем можно как угодно. Никто ничем не связан и не ограничен, никто никому ничего не должен, ничем не обязан и поэтому волен делать все, что ему заблагорассудится. Если нет ничего истинного и все можно, значит, все дозволено, говорит Ницше. Поскольку везде и во всем находится не разум, а воля, то и человек тоже характеризуется ею. Ницше называет ее волей к власти. Однако этот термин надо понимать не в узком смысле – как желание командовать или властвовать, а в широком – как волю к силе, могуществу, как волю к полноценной, мощной, яростной жизни. В этом пункте заключается главное отличие идей Ницше от взглядов Шопенгауэра. Если Шопенгауэр считал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей только страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, наоборот, говорил, что воля к жизни (или к власти) – это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предлагал Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу волю до максимальных пределов, делать пламя жизни как можно ярче и интенсивнее. Чем сильнее воля к власти, тем полноценнее и значительнее наша жизнь, тем больше она собой что-либо представляет. Жизнь, полная приключений и опасностей, борьбы и напряжения, азарта и риска, отваги и мужества, ярости и агрессии, страданий и стойкости, закаляет человека, увеличивает его волю, делает его сильным и независимым, гордым и самодостаточным. Он никого не будет ни о чем просить, никого не станет бояться, но превратится в господина собственной судьбы и сможет властвовать над другими; он сделает все, что захочет, возьмет у жизни все, что ему потребуется. Конечно же, ни угрызений совести, ни раскаяний он не сможет испытать. Чувства вины и сострадания ему чужды. Он не понимает, что такое добро и зло, что можно и нельзя. Он считает, что можно все, на что человек способен. Он полагает хорошим то, что укрепляет волю к власти и вытекает из силы, он видит пороком все, что следует из слабости.

Для такого человека добро и зло – это пустые выдумки, которые сочинили слабые, чтобы сдержать произвол и агрессию сильных. Надо, говорит Ницше, встать по ту сторону добра и зла, то есть пересмотреть и переоценить все ценности, идеалы, правила и нормы. Следует понять, что никаких правил и норм нет, а вернее, есть только одно правило или закон – сила: если ты силен – делай все, что хочешь, а если слаб – уйди с дороги и уступи жизненное пространство сильному.

Нынешний человек, с точки зрения Ницше, слаб, малодушен, никчемен. Он ничего не может и ни на что не способен. Пытаясь замаскировать свое ничтожество, он говорит о сострадании, справедливости, равенстве людей и тому подобных вещах. Идеал Фридриха Ницше – сверхчеловек или, как он говорит, «белокурая бестия», который дерзко и независимо идет по жизни, сокрушая все общепринятые установления, вековые привычки, взгляды и идеалы. Конечно же, никакого Бога, с точки зрения сверхчеловека, не существует, потому что он сам себе Бог. Религия для него – мораль трусливых и слабых, которые, сами будучи не в состоянии что-либо сделать, просят чего-то у нереального и вымышленного Бога. Эти люди представляют расу рабов. Их философией являются выдумки о справедливости, добре, нравственности и всем прочем того же рода. Таких людей большинство. Им противостоит малочисленная, но в тысячи раз более сильная и совершенная раса господ, философией которых является сила, могущество и воля к власти. Призвание и удел этой расы – господство над всеми остальными, а основное ремесло, конечно же, война.

Вопросы к зачёту по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Вопросы и задания.

  1. Каковы основные общественные и нравственные проблемы поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
  2. Охарактеризуйте поэтическое мастерство Некрасова в создании художественных образов: каковы особенности портрета, характера, языка героев (на примере 1-2 персонажей поэмы по выбору).
  3. Какой ответ дают песни Гриши Добросклонова на вопрос, поставленный в заглавии поэмы?
  4. Чем интересна эта поэма для читателей разных поколений (подробнее расскажите о нравственных проблемах, понимании долга, счастья, труда).

Сочинение (метод. реком) «Отцы и дети»

Темы сочинений к направлению «Чувства и разум».

(по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

 

1 Чувство или холодный расчёт?

2 Что слушать: разум или сердце?

3 Сердцу не прикажешь.

4 Когда наш разум согласится с нашими чувствами, тогда мы обретём внутренюю гармонию.

 

Методические рекомендации к написанию сочинения

 

1 Внимательно прочтите тему сочинения.

2 Выделите ключевое слово(а).

3 Расшифруйте тему, то есть о чём она.

4 Определите главную мысль, идею. Запишите в виде тезиса.

5 Подберите аргументы из произведения.

6 Составьте сложный план.

7 Запишите в черновик.

8 Отредактируйте.

9 Перепишите в чистовик.

 

Сочинение ориентировочно 230-250 слов. Составить и записать план. Хорошо продуманный план – залог грамотного сочинения. Возможен эпиграф, в котором должен быть заключён смысл всего сочинения.

 

Примерный план

 

  1. Вступление-тезис. О чувствах и разуме. В общем с переходом на «Отцы и дети»
  2. Основная часть. Аргументы.
  • Базаров как нигилист;
  • Анна и её любовь. Где чувства, а где разум;
  • Базаров и Анна.

III.     Заключение-вывод. Чем же руководствоваться в жизни: чувствами или разумом? Что будет, если только разум? Если только чувства?

 

 

Анализ текста

Анализ текста, классификация ошибок

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы.

 

  1. Прочитайте текст. Спишите
  2. В тексте другим цветом сделайте пометки, где нарушены речевые нормы. Используйте таблицу классификации ошибок.
  3. Запишите исправленный вариант.
  4. Сделайте анализ текста, опираясь на схему.

 

Список литературы при написании сочинения 2016/2017 года

Список произведений для аргументации на итоговом сочинении по литературе в 2016-2017 учебном году

Направление Произведения
«Разум и чувство» А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

И.А. Гончаров, роман «Обломов»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

Любовная лирика таких поэтов, как М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.А.Некрасов, А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак и др.

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

И.А. Бунин, рассказы «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»

Ф.М. Достоевский, повесть «Белые ночи»

Короленко В.Г., повесть  «В дурном обществе»

Андерсен Х.К., сказка «Снежная королева»

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Н.А.Некрасов., поэма  «Русские женщины»

Е.И.Носов., рассказ «Кукла»

О.Генри, новелла «Дары волхвов»

Р.Д.Бредбери, рассказ «Каникулы»

В. Скотт, роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия  «Алые паруса»

А.П.Чехов, «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь», «Палата №6», «Дама с собачкой»

«Честь и бесчестие» М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов.  «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия  «Алые паруса»

Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

«Победа и поражение» М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

«Слово о полку Игореве»;

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце»

И.А. Гончаров, роман «Обломов»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

Гаршин В.М.,сказка ««Attalea Princeps»

Лермонтов М.Ю., стихотворение «Бородино»

Тургенев И.С., рассказ «Муму»

Дефо Д., роман «Робинзон Крузо»

Лондон Д., «Сказание о Кише»

Платонов А.П., рассказ «В прекрасном и яростном мире»

М.Ю.Лермонтов. ,поэма «Мцыри».

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Распутин В.Г., «Прощание с Матёрой»

«Опыт и ошибки» А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце»

И.А. Гончаров, роман «Обломов»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

И.А. Бунин, рассказы «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Тёмные аллеи»

Астафьев В.П.,  «Васюткино озеро»

Л.Н.Андреев. , рассказ «Кусака»

Л.Н.Толстой., рассказ «После бала»

Астафьев В.П.,«Конь с розовой гривой»

Распутин В.Г. , повесть «Уроки французского»

Н.В.Гоголь, «Невский проспект»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

«Дружба и вражда» А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

А.И.Куприн, повесть «Белый пудель»

Ю.П.Казаков.,рассказ «Тихое утро».

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Критерии оценивания итогового сочинения

При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:

  • несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
  • фактические ошибки;
  • логические ошибки;
  • речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
  • грамматические ошибки;
  • орфографические и пунктуационные ошибки;
  • несоблюдение требуемого объема.

Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).

Критерии оценок итогового сочинения