Учебные пособия

Самостоятельные работы по русскому языку

Самостоятельные работы по русскому языку

Рекомендации к написанию.

Самостоятельная работа должна быть выполнена в форме реферата. Общий объём не более 6 листов. В введении необходимо озвучить цель исследования, которую ставите при раскрытии темы. Все тезисы  должны быть аргументированы и подтверждены примерами. Желательно аргументы приводить из разных проверенных источников, т.е. ссылаться на нескольких авторов. Исследовательская работа не имеет шаблонов. Вы вправе проявлять творчество в подходе к раскрытию темы.

 

Трудно оторваться от этих книг

Книги,которые не дают уснуть

1.Алмонд Д. «Скеллиг». М.: Иностранка, 2004                                2.Алмонд Д. «Меня зовут Мина». М.: Азбука, 2014                                                    3.Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», 2013                                        4.Скотт Вестерфельд «Уродина». М.: ЭксмоДомино , 2011

 5.Скотт Вестерфельд «Красавица» М.: ЭксмоДомино , 2011                            6.Скотт Вестерфельд «Особенная» М.: ЭксмоДомино , 2011                            7.Джон Грин «Виноваты звезды». М.: АСТ, 2013                                                  8.Джон Грин «В поисках Аляски». М.: РИПОЛ Классик, 2014                            9.Джон Грин «Бумажные города». М.: РИПОЛ Классик, 2014         10.Гудоните К. «Дневник плохой девчонки». М.: Самокат, 2013               11.Киз Д. «Цветы для Элджернона». М.: Эксмо, 2010                                       12.Киз Д. «Таинственная история Билли Миллигана»». М.: Эксмо, 2014     13. Чбоски С. «Хорошо быть тихоней». СПб.: Азбука, 2013.                                    Обзор книг. ЭТО НАДО ПРОЧИТАТЬ.                        

Виды оценки текста (аннотация, отзыв, рецензия)

Аннотация

Аннотация (от лат. — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)

Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.

Строение аннотации

  1. Библиографическое описание.

Мертлик Р.                                                                                .

Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. — М.: Республика, 1992.- 479с.

  1. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие лю­дей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют читателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

Рассчитана на широкий круг читателей.

Основные требования к аннотации

  • Композиция должна быть внутренне логичной и может от­личаться от композиции исходного текста.
  • Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.
  • Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и яс­ностью.                                                  
  • Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.

 

Разновидности аннотаций        

  • справочная (информативная);
  • рекомендательная (с элементами оценки);
  • от издательства;
  • от автора;
  • от составителя.

 ПРИМЕРЫ
Носов Е.И.

Где просыпается солнце? Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов -М.:Дет. Лит., 1990. — 32с.: ил. — (Книга за книгой).

Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной де­ревни.

Волков Н.А.

Главный экспонат. Повесть; Отчаянный рейс. Рассказ. — Л.: Дет. Лит., 1971.-64с.: ил.

Каждый день случаются приключения. На Севере, на Юге, на Запа­де и на Востоке. Не только со взрослыми, но и с ребятами. Если гово­рить правду, то у ребят приключений больше, чем у взрослых, потому что ребята только начинают узнавать жизнь и всегда ищут.                                                                                                                    Тысячи приключений, больших и маленьких, серьёзных и смеш­ных, случаются каждый день в нашей огромной стране. О двух из них вы прочитаете в этой книжке.

Рецензия                                                                                                                                Оценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, на­до знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

Оценку текста называют отзывом или рецензией.                                                       Рецензия (от лат. — рассмотрение, обследование) — письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку науч­ного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из толкового словаря.)

Условно выделяются следующие основные виды рецензии:

а) небольшая критическая или публицистическая статья (часто по­лемического характера), в которой рассматриваемое произведение яв­ляется поводом для обсуждения актуальных общественных или лите­ратурных проблем;                                   б) эссе — это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;                                                      в) развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполне­ние, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);                      г) авторецензия, в которой излагается взгляд автора на своё произведение (ученики могут писать авторецензии на свои сочинения).

Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединённых по тематическому, сюжетному, хронологическому при­знаку, становится обзором.

План написания рецензии

  1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.
  2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опублико­вана.
  3. Уважите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.
  4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произве­дения, мастерство автора в изображении персонажей.
  5. Ваша общая оценка прочитанного.
  6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.

 Рецензия на книгу «Нить Ариадны». 

НИТЬ АРИАДНЫ

Рецензируемое пособие под редакцией В. Я. Звиняцковского продолжает цикл учебников, написанных по интегрированной про­грамме для V—XI классов школ с русским языком обучения «Русская и мировая словесность. Искусство чтения. Гуманитарная культура». Книга привлекает уже самим названием «Нить Ариадны». Изложение материала дается «путеводно», связывая воедино сведения по русскому языку, литературе, истории и культуре чело­вечества.

Большим достоинством книги является то, что авторы смогли увлекательно и доступно рассказать о многих серьезных вещах. За­головки и подзаголовки, придуманные ими, не только возбуждают интерес к теме, но и в известной мере ее раскрывают: «История истории рознь, или Краткое рассуждение о предмете», «Тайна, ко­торая ею и останется», «История, вооруженная лопатой», «Век от­крытых дверей», «Догадка о целом», «Миф жил, миф жив… Миф будет жить?». Тексты пособия умело подсказывают учащимся от­вет на извечные человеческие вопросы: «Откуда мы? Кто мы? Ку­да мы идем?». «Ариаднина нить» помогает читателю не заблудить­ся в лабиринте культуры. Причем, что очень важно, не только русской культуры, но и мировой.

В пособие включены произведения А. Пушкина, В. Одоевско­го, Н. Полевого, С. Есенина, В.Набокова, А. Конан Доила, Р. Кип­линга и многих других.

Книга строится не только на хороших поэтических и прозаиче­ских текстах, занимательных и одновременно познавательных и воспитывающих, но и на тех серьезных, остро поставленных нрав­ственных, эстетических, философских, языковых вопросах, кото­рые предваряют и завершают каждый из текстов. Вопросы эти за­ставляют учеников думать и анализировать, учат доказывать и отстаивать свою позицию. Вот, например, какую задачу ставят ав­торы перед учащимися после знакомства с научно-популярным тек­стом о вселенском потопе: «Библия повествует нам о том, что Бог создал мир за шесть дней, а наука время сотворения мира счита­ет тысячелетиями, миллионами лет и т. д. Нельзя ли попытаться примирить между собой библейскую и научную версии сотворения мира? Попробуйте сделать это сами».

Подкупает доверительное и шутливое обращение авторов к сво­ему читателю, например: «Если ты надеялся легко отделаться от всех этих «историй», то ты ошибался — без задачи и здесь не обойдется». Все самые различные контрольные эвристические за­дания, какой бы гуманитарной области они ни касались, начинают­ся и сопровождаются вопросами по языку и языкознанию.

Такой методический прием позволяет одновременно и совершенствовать речь учащихся, и развивать у них языковой вкус и чутье, образовывать их лингвистически.

Некоторые задачи, поставленные перед учащимися, снабжены ответами в конце пособия, что помогает им проверить себя, све­рить свои ответы с правильными.

Нельзя не одобрить с методической точки зрения и приложе­ния, которыми авторы снабдили свое пособие: словарь имен, сло­варь терминов, мифологический и географический словари.

Словарь имен знакомит учащихся с поэтами и писателями, про­изведения которых были изучены.

Словарь терминов, мифологический и географический словари раскрывают значение неизвестных учащимся реалий и понятий. Нельзя не согласиться с авторами, что их учебное пособие может быть использовано учителями школ гуманитарного профиля в процессе преподавания интегрированного курса словесности и истории.

В заключение отметим: учителя и учащиеся получили еще одно нужное пособие, которое окажет существенную помощь в решении сложнейших образовательных и воспитательных задач на современ­ном переломном этапе развития нашего общества.

(Р. Арзуманова.)

 

 

 

 

 

 

 

Виды переработки текста. Реферат.

  • Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, инте­ресной по содержанию).
  • Подбор и изучение основных источников по теме (как пра­вило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация информации.
  • Разработка плана реферата.
  • Написание реферата.
  • Публичное выступление с результатами исследования.

 Примерная структура реферата

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунк­тов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
  3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосно­вывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика исполь­зуемой литературы).
  4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая от­дельную проблему или одну из ее сторон, логически является продол­жением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).
  5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
  6. Список литературы.
  • Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных стра­ниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
  • Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культу­ры изложения.
  • Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
  • Должна быть соблюдена последовательность написания библио­графического аппарата.
  • Актуальность темы исследования.
  • Соответствие содержания теме.
  • Глубина проработки материала.
  • Правильность и полнота использования источников.
  • Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использо­ваться как зачетные работы по пройденным темам.

 

Как писать отзыв

Вопросный план написания отзыва

1. Как произошла твоя встреча с этой книгой (автором)?
* Однажды ранним утром я залез на старый чердак, где хранились ненужные вещи. Мой взгляд упал провисшую полку с книгами. Мигом пробежав по ним глазами, я вдруг замер – я прочитал название…. В моих руках оказалась книга …

2. Что ты знаешь об авторе книги?
* Я никогда не слышал/знал … Он меня никогда не привлекал/ всегда привлекал…

3. О чём эта книга? Какова тема и основная мысль произведения? Где и в какое время происходили события, описанные в книге? Перескажи кратко сюжет так, чтобы было понятно тем, кто не читал этой книги.
* Маленькая книжка. А рассказывает о… Заставляет задуматься о … Сюжет прост:… Он выстроен на конфликте …

4. Какой эпизод оказался для тебя самым необычным или очень важным? Какое впечатление он на тебя произвел? Почему?
* Меня взбудоражил эпизод…, потому что…./ Самым важным я считаю кульминационный эпизод…, потому что…

5. Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?
* Сначала название говорило мне о том, что … Когда я прочитал книгу, то понял, что автор с первых слов затрагивает/ говорит/ хочет, чтобы мы задумались…Его интересует проблема…

6. Кто из героев особенно понравился? Почему?
* Для меня самым привлекательным/ интересным/необычным является главный герой… Его зовут… Автору он необходим для того, чтобы рассказать о …/ задуматься о…/ показать, что в мире …

7. С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?
* Моим лучшим другом мог бы быть/ Главный герой книги — это мой немой друг, с которым я разговариваю перед сном, спрашиваю о …. А он своими поступками помогает мне в …

8. Есть ли среди героев книги кто-то похожий на тебя? Или на твоего друга или знакомого? Чем вы (они) похожи?
* В моей жизни есть/ нет …

9. Каким языком написана книга, что показалось необычным?
* Произведение … написано живым языком, там много диалектных слов (например, …)/ там много разговорной лексики, которой я тоже пользуюсь/ Язык автора искусен/ тактичен/груб/ вызывает…

10. Чему научила тебя эта книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?
* Автор ….книги… учит меня…. Я впервые задумался о … Произведение будет интересно/ полезно для прочтения моим сверстникам/ одноклассникам …
11. О чем бы ты хотел спросить автора или его героев?
* И все-таки я хотел бы спросить у автора, у…

Рекомендации в последовательности и содержании отзыва.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:
1. Краткое сведение о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.
2. Тезис — мнение читателя о книге и доказательства справедливости этого тезиса.
3. Вывод — общая оценка книги.

Примерный план отзыва


1. Автор, название, жанр книги.
2. Кому, по-вашему мнению, будет интересна книга?
3. Время и место действия книги. О чем она ?
4. Основные персонажи книги.
5. Как начинается книга? Насколько интригует завязка?
6. Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какая проблема поставлена автором в книге?
7. Чем интересна книга в целом?
8. Какой эпизод особенно понравился, запомнился? Почему?
9. Какие персонажи книги показались особенно интересными? Кто из героев
понравился больше? Почему?
10. Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
11. Ваше читательское мнение, ощущение, мысли по поводу книги?
12. Что дало вам прочтение этой книги?

КЛИШЕ. ВСТУПЛЕНИЕ
Ф.И.О. – известный детский писатель, замечательный…
Он создавал прекрасные детские произведения о……
Рассказы, повести, произведения писателя отличаются……
Он написал много произведений о ……
Его произведения говорят о…..
Таков, например, рассказ…..
Все его произведения основаны на ……
Писатель талантливо описывает, рассказывает …..

КЛИШЕ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В основе сюжета……..
Незатейливый сюжет ………
Повествует о том,…….
В этом произведении рассказывается о ….
События рассказа происходят (где?)………
События рассказа происходят во время….…
Действие рассказа происходит….
Основная мысль …
Яркие эпизоды…..
Писатель показывает своих героев в ….
Они совершают невозможное…
Таков, например,….

КЛИШЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произведение расширяют представления о……,
Произведение учат думать, размышлять, вызывают волнение………
В произведении привлекает…….
Рассказ читается с большим интересом, потому что у него захватывающий сюжет………
Читается с тревогой…….
В книге интересно рассказывается о………
Прочитанное заставляет задуматься о….
Не может оставить равнодушным…..
Много грустных сцен…..
Когда читаешь……. на глаза наворачиваются слезы…
Произведение пронизано……
У книги счастливый финал……
Главный смысл …

Анализ поэтического произведения

ПАМЯТКА написания анализа поэтического текста.

  1. Историко-литературный и биографический контекст. Читательское восприятие (автор и основные особенности его творчества; эпоха, год написания; художественное направление, в рамках которого творил художник; история создания, события, подтолкнувшие автора к написанию произведения; адресат (если есть); см. Анализ

 

Д.С. Лихачёв крупнейший русский филолог, искусствовед

Письма о добром и прекрасном Д.С. Лихачёв адресовал молодёжи. Содержание этих посланий помогает лучше разобраться, например, в  русской литературе, которая является энциклопедией Жизни.Лихачёв

Лихачёв

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

                  ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1.  Самостоятельная работа № 1: «Петербург Пушкина, Лермонтова, Гоголя».Реферат по творчеству одного из писателей. Собрать и оформить материал для экскурсии по одному из музеев.
  2. Самостоятельная работа № 2 : «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья»,«Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н. Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина»
  3. Самостоятельная работа №3 «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М. Ю. Лермонтов — художник», «Любовная лирика Лермонтова».
  4. Самостоятельная работа№4 «Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя», «Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников».
  5.  Самостоятельная работа №5Прочтение одной из пьес Чехова по выбору. Исследовательская работа: «Развитие драматургии в русской литературе 19 века».
  6. Самостоятельная работа №6 Бунина или Куприна. «Образ повествователя в произведениях Бунина», «Русская армия в произведениях Куприна» (по выбору) 
  7. Самостоятельная работа№7: написать реферат на тему: «Поэты Серебряного века». По выбору учащегося. Презентация.
  8. Самостоятельная работа. №8 Собрать воспоминания участников войны, ветеранов об их жизни о боевом прошлом. Прочитать по выбору учащегося произведение о ВОВ. Написать сочинение эссе. Подготовить реферат на тему: писатели, поэты – участники ВОВ.