Аннотация

Аннотация (от лат. — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)

Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.

Строение аннотации

  1. Библиографическое описание.

Мертлик Р.                                                                                .

Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. — М.: Республика, 1992.- 479с.

  1. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие лю­дей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют читателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

Рассчитана на широкий круг читателей.

Основные требования к аннотации

  • Композиция должна быть внутренне логичной и может от­личаться от композиции исходного текста.
  • Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.
  • Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и яс­ностью.                                                  
  • Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.

 

Разновидности аннотаций        

  • справочная (информативная);
  • рекомендательная (с элементами оценки);
  • от издательства;
  • от автора;
  • от составителя.

 ПРИМЕРЫ
Носов Е.И.

Где просыпается солнце? Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов -М.:Дет. Лит., 1990. — 32с.: ил. — (Книга за книгой).

Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной де­ревни.

Волков Н.А.

Главный экспонат. Повесть; Отчаянный рейс. Рассказ. — Л.: Дет. Лит., 1971.-64с.: ил.

Каждый день случаются приключения. На Севере, на Юге, на Запа­де и на Востоке. Не только со взрослыми, но и с ребятами. Если гово­рить правду, то у ребят приключений больше, чем у взрослых, потому что ребята только начинают узнавать жизнь и всегда ищут.                                                                                                                    Тысячи приключений, больших и маленьких, серьёзных и смеш­ных, случаются каждый день в нашей огромной стране. О двух из них вы прочитаете в этой книжке.

Рецензия                                                                                                                                Оценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, на­до знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

Оценку текста называют отзывом или рецензией.                                                       Рецензия (от лат. — рассмотрение, обследование) — письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку науч­ного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из толкового словаря.)

Условно выделяются следующие основные виды рецензии:

а) небольшая критическая или публицистическая статья (часто по­лемического характера), в которой рассматриваемое произведение яв­ляется поводом для обсуждения актуальных общественных или лите­ратурных проблем;                                   б) эссе — это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;                                                      в) развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполне­ние, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);                      г) авторецензия, в которой излагается взгляд автора на своё произведение (ученики могут писать авторецензии на свои сочинения).

Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединённых по тематическому, сюжетному, хронологическому при­знаку, становится обзором.

План написания рецензии

  1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.
  2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опублико­вана.
  3. Уважите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.
  4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произве­дения, мастерство автора в изображении персонажей.
  5. Ваша общая оценка прочитанного.
  6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.

 Рецензия на книгу «Нить Ариадны». 

НИТЬ АРИАДНЫ

Рецензируемое пособие под редакцией В. Я. Звиняцковского продолжает цикл учебников, написанных по интегрированной про­грамме для V—XI классов школ с русским языком обучения «Русская и мировая словесность. Искусство чтения. Гуманитарная культура». Книга привлекает уже самим названием «Нить Ариадны». Изложение материала дается «путеводно», связывая воедино сведения по русскому языку, литературе, истории и культуре чело­вечества.

Большим достоинством книги является то, что авторы смогли увлекательно и доступно рассказать о многих серьезных вещах. За­головки и подзаголовки, придуманные ими, не только возбуждают интерес к теме, но и в известной мере ее раскрывают: «История истории рознь, или Краткое рассуждение о предмете», «Тайна, ко­торая ею и останется», «История, вооруженная лопатой», «Век от­крытых дверей», «Догадка о целом», «Миф жил, миф жив… Миф будет жить?». Тексты пособия умело подсказывают учащимся от­вет на извечные человеческие вопросы: «Откуда мы? Кто мы? Ку­да мы идем?». «Ариаднина нить» помогает читателю не заблудить­ся в лабиринте культуры. Причем, что очень важно, не только русской культуры, но и мировой.

В пособие включены произведения А. Пушкина, В. Одоевско­го, Н. Полевого, С. Есенина, В.Набокова, А. Конан Доила, Р. Кип­линга и многих других.

Книга строится не только на хороших поэтических и прозаиче­ских текстах, занимательных и одновременно познавательных и воспитывающих, но и на тех серьезных, остро поставленных нрав­ственных, эстетических, философских, языковых вопросах, кото­рые предваряют и завершают каждый из текстов. Вопросы эти за­ставляют учеников думать и анализировать, учат доказывать и отстаивать свою позицию. Вот, например, какую задачу ставят ав­торы перед учащимися после знакомства с научно-популярным тек­стом о вселенском потопе: «Библия повествует нам о том, что Бог создал мир за шесть дней, а наука время сотворения мира счита­ет тысячелетиями, миллионами лет и т. д. Нельзя ли попытаться примирить между собой библейскую и научную версии сотворения мира? Попробуйте сделать это сами».

Подкупает доверительное и шутливое обращение авторов к сво­ему читателю, например: «Если ты надеялся легко отделаться от всех этих «историй», то ты ошибался — без задачи и здесь не обойдется». Все самые различные контрольные эвристические за­дания, какой бы гуманитарной области они ни касались, начинают­ся и сопровождаются вопросами по языку и языкознанию.

Такой методический прием позволяет одновременно и совершенствовать речь учащихся, и развивать у них языковой вкус и чутье, образовывать их лингвистически.

Некоторые задачи, поставленные перед учащимися, снабжены ответами в конце пособия, что помогает им проверить себя, све­рить свои ответы с правильными.

Нельзя не одобрить с методической точки зрения и приложе­ния, которыми авторы снабдили свое пособие: словарь имен, сло­варь терминов, мифологический и географический словари.

Словарь имен знакомит учащихся с поэтами и писателями, про­изведения которых были изучены.

Словарь терминов, мифологический и географический словари раскрывают значение неизвестных учащимся реалий и понятий. Нельзя не согласиться с авторами, что их учебное пособие может быть использовано учителями школ гуманитарного профиля в процессе преподавания интегрированного курса словесности и истории.

В заключение отметим: учителя и учащиеся получили еще одно нужное пособие, которое окажет существенную помощь в решении сложнейших образовательных и воспитательных задач на современ­ном переломном этапе развития нашего общества.

(Р. Арзуманова.)

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.